10 мая 2021 02:20

Город с девятью сердцами

О главном герое своего фильма “Край” – паровозе – рассказывает режиссёр Алексей Учитель

Вот мы и в Москве! Для каждого путешественника нет, наверное, ничего более волнующего, чем возвращение домой. Вроде бы и не было тебя здесь всего несколько дней, а кажется, что всё в родном городе переменилось до неузнаваемости. Это уже потом поймёшь, что всё осталось по-прежнему и, кроме родных и близких, никто и не заметил твоего недолгого отсутствия.



Поезд Минск – Москва доставил нас к перрону Белорусского вокзала. Этот вокзал один из самых удобных в столице. Его строительство было завершено в феврале 1912 года. Всеобщее восхищение вызывало новейшее оборудование билетных касс, где впервые в Москве были установлены аппараты, печатающие железнодорожные билеты.

Вообще, в России вокзалы значат много больше, чем в любой другой стране. И если железнодорожную сеть сравнивают с кровеносной системой, то сердце, питающее её, – вокзал.

В Москве бьются девять таких сердец. Нам предстоит сегодня побывать ещё на двух, и надо торопиться – до поезда, на котором мы продолжим наше большое путешествие, чуть больше 12 часов.

...Когда-то им любовались цари, проезжая мимо на богомолье в Сергиев Посад. Он и построен-то был особенно – так, чтобы вся красота видна была: не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям. Торжественное открытие тогда ещё Виндавского, а ныне Рижского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Здание его выделяется фасадом в псевдорусском стиле и состоит из трёх теремов. C тех пор на Рижском мало что изменилось – он по-прежнему самый маленький, а потому, наверное, самый уютный из московских вокзалов.

Рижский вправе гордиться уникальной исторической коллекцией железнодорожной техники, которая разместилась в непосредственной близости, – это Музей железнодорожной техники. Здесь нам и назначил встречу известный российский режиссёр Алексей Учитель, снявший один из самых ярких фильмов, рассказывающих о железной дороге, – «Край». Разговор наш мы начали в кабине паровоза, который стоял под парами прямо у перрона Рижского вокзала.

– Жарковато здесь, не находите?
– Это да… Но, учитывая, что я, когда «Край» снимали, провёл в такой же вот кабине месяца три, уже успел привыкнуть. Кстати, Владимир Машков тогда не только научился управлять паровозом, но даже получил удостоверение машиниста.

– Как вы для фильма выбирали паровозы? Кастинг для них был?
– Конечно. У нас в Питере есть депо, и там было порядка 20 паровозов – из них и выбирали. И по внешнему виду, и по техническим возможностям. Ведь если вы помните, у нас в фильме есть эпизод с паровозными гонками. Нам освободили трассу от Луги до Пскова, и у нас произошла история, мистичность которой меня до сих пор поражает. Два паровоза несутся параллельно. И вдруг из трубы паровоза, в котором ехал отрицательный герой (его играл Сергей Гармаш), пошёл чёрный дым. А из другого, в котором ехал герой Владимира Машкова, – белый. Так что наши паровозы были не просто реквизитом в картине, а настоящими героями.

– Я, по правде говоря, не помню, чтобы в каких-то ещё наших фильмах был эпизод с гонками на паровозах…
– Это придумал сценарист Александр Гоноровский. Он такую бросил фразу: «А может быть, погонять ещё?» И я уцепился за эту идею. И, по-моему, здорово получилось!

– У вас в «Крае» были паровозы 41-го, 28-го и 1905 годов. А как вы их различали?
– По именам. Имена им давали: Овечка, Ушко, Мушка…

– Ведь не случайно же такое отношение у вас к паровозам?
– Признаться, я не очень люблю ездить в ночных поездах: мучаюсь там, не сплю. Но, как только началась картина «Край», не знаю почему, моё отношение переменилось. Когда ты снимаешь фильм, обязательно влюбляешься в своих героев. А паровоз – это герой нашей картины. Вот и в моей новой картине я опять снимаю паровозы. Это будет история о царском поезде времён Александра III и Николая II. У нас будет эпизод (часть уже сняли) – крушение царского поезда, когда царская семья ехала из Крыма. Это была страшная катастрофа, с рельсов сошло очень много вагонов, перевернулся и вагон, где ехала царская семья. Крыша вагона отделилась от стен, и Александр III (он был такой довольно мощный мужчина) её приподнял, и всем удалось вылезти. Ни один из членов царской семьи не пострадал, хотя погибло около 70 человек.

– Какое в вашей жизни – профессиональной или обычной человеческой – было самое длинное железнодорожное путешествие?
– Однозначно фильм «Край», потому что по времени, проведённому с паровозами, внутри них, это, я думаю, полгода практически. А так, пожалуй, только если взять детство – то в Крым. Я знаю одного режиссёра-документалиста, который снимал на Дальнем Востоке и ездил туда только поездом. А в прошлом году, когда отмечалось 95 лет ВГИКа, был организован специальный поезд. Посадили в него студентов, и они ездили по городам – это было такое длинное путешествие, очень интересное по материалу.

Беседу вела
Станислава Молодякова




Продолжение в следующем номере
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31