06 мая 2021 07:05

У игры есть правила

На дороге изменили подходы к отбору проектов на конкурс

Забайкальская дорога участвует в проекте «Бережливое производство» уже четыре года. За период с 2011 по 2014 год здесь реализовано около 670 проектов улучшений технологических процессов и получен экономический эффект более 160 млн руб. О новом этапе этой работы рассказывает главный инженер дороги Александр Большаков.
Александр Большаков, главный инженер Забайкальской дороги
– Какой вектор выбран в этом году в развитии бережливого производства?
– Решено больше внимания уделить качеству картирования производственных технологических процессов, а также уровню обучения наших работников. Руководство дороги считает, что эти два направления лежат в основе эффективного применения технологий бережливого производства.

– Как это решение выполняется?
– На базе Инженерного центра дороги ежемесячно проводятся семинары с участниками оперативных и узловых рабочих групп по картированию. Совместно со специалистами дирекций, служб и линейных подразделений выезжают в подразделения, где на практике показывают, как это делать.
Кроме того, совместно с региональным представительством Иркутского университета путей сообщения переработана программа очного обучения работников нашей дороги. Изменения коснулись также методов и принципов применения инструментов бережливого производства. Основной упор сделан на их изучение и правильное применение на производстве.

– У вас на дороге есть экспертная группа по БП, расскажите о ней подробнее.
– Группа создана в 2013 году, её численность 86 человек. Основные задачи – проведение 5С-аудитов, тематических семинаров и видеоконференций с практической направленностью. Кроме того, она курирует проекты БП и содействует проведению очного обучения основам бережливого производства. Члены группы помогают и в организации конкурса на звание лучшего структурного подразделения и лучшего хозяйства на полигоне дороги. Кстати, его призовой фонд – 500 тыс. руб.

– Отвечает ли своим задачам система мотивации тех, кто участвует в реализации проектов БП?
– Да. По результатам реализованных проектов улучшений из бюджета территориальных служб и дирекции с начала года 11 сотрудников получили денежное вознаграждение в размере 5 тыс. руб., вручены также почётные грамоты пяти работникам дороги. Из мотивационного фонда начальника дороги за активное участие в реализации двух и более проектов улучшений поощрено 25 сотрудников на общую сумму 99 тыс. руб.

– Применяются ли на дороге сквозные технологии?
– Прежде всего необходимо внести ясность в данный вопрос. Такой термин, как «сквозные технологии», у нас отсутствует, есть другой термин – «сквозной технологический процесс» – это производственный процесс, в котором участвуют разные подразделения и филиалы ОАО «РЖД». По сути, это практически любая деятельность, связанная с обеспечением перевозочного процесса. Формирование поездов, их расформирование, а также пропуск или же ревизия контактной подвески – всё это сквозные технологические процессы. Поскольку именно в таких процессах, где задействовано несколько хозяйств, бывает больше всего несогласованности, а значит, и потерь, здесь большое поле улучшений, а значит, и для применения инструментов бережливого производства.

– Какие трудности приходится испытывать при реализации проектов?
– Я бы не стал категорично утверждать, что существуют трудности в реализации проектов. Скорее, есть рабочие моменты. Мы их обычно предвидим и решаем все вопросы ещё до того, как возникнет необходимость применять кардинальные меры. Не всё сразу получается. К примеру, возьмём краткосрочное планирование деятельности территориальных функциональных филиалов в области бережливого производства. Раньше территориальные дирекции формировали свои планы на предстоящий год, включая в них рационализаторскую деятельность, ресурсосбережение и инвестиционные проекты модернизации производства. Но существующая нормативная база ОАО «РЖД» такой подход сегодня не приемлет. Оценив масштаб проблемы, на дороге приняли решение регламентировать процесс формирования планов в рамках единого дорожного стандарта. Как результат, деятельность подразделений, направленная на улучшение производственных технологических процессов, стала более эффективной, поскольку отпала необходимость распылять силы, средства, а самое главное – интеллектуальные ресурсы на «выдумывание» проектов не по БП. Теперь территориальные дирекции разрабатывают проекты на основании результатов картирования процессов, на основании метода, призванного выявлять непроизводительные потери.

– Как проходит отбор работ на сетевой конкурс и каковы основные причины отсева проектов?
– Наиболее часто проекты не допускаются к конкурсу за попытки территориальных дирекций подвести под программу БП работы, не согласующиеся с его идеологией. К ним относятся те, в основе которых лежит внедрение рационализаторских предложений, модернизация производства за счёт инвестиционных вложений, использование ресурсосберегающих технологий. Всё это, как и бережливое производство, разные направления совершенствования производственной деятельности, и здесь путаница недопустима. Ведь согласитесь, если есть правила игры, их должны придерживаться все участники, в противном случае будет хаос.
Приведу в пример проект Белогорского центра организации работы железнодорожных станций Забайкальской дирекции управления движением «Оптимизация технологии местной работы на участке Екатеринославка – Белогорск – Благовещенск». Его авторы предложили для оптимизации процесса формирования поездов заменить маневровый локомотив 2М62 на 2ТЭ10, аргументируя своё решение тем, что более мощный локомотив позволит сократить время на выполнение данного технологического процесса. Проекты подобного рода в очередной раз свидетельствуют о том, что участниками отдельных оперативных и территориальных рабочих групп игнорируются правила и требования, регламентированные стандартами по качеству ОАО «РЖД» в области бережливого производства. И территориальные дирекции на Забайкальской дороге не одиноки в своих заблуждениях относительно подобных проектов. Должен отметить, что на сегодняшний день добрая половина проектов, регистрируемых в системе «4i» , не соответствует идеологии бережливого производства. Со своей стороны заверяю, что в текущем году подобные проекты на Забайкальской магистрали дальше 1-го этапа конкурса не пройдут. Будем надеяться, что и на других дорогах последуют нашему примеру.

– У вас есть конкретные проекты и какие масштабные проекты вы планируете реализовать в ближайшее время?
– Мы не делим проекты на масштабные и немасштабные. Для нас каждый проект ценен прежде всего заинтересованностью самих исполнителей процессов в улучшениях и устранении непроизводительных потерь.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31