14 мая 2021 23:41

Коридор начнут с моста

Якутские власти готовят проект нового транспортного пути Китай – Европа

Правительство республики начинает подготовку научно-исследовательской работы «Предварительное технико-экономическое обоснование создания в ДФО нового транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в Якутске, интегрированного с Северным морским путём, внутренними водными путями, железными и автомобильными дорогами». Смысл инициативы в том, чтобы привлечь средства на строительство моста через Лену из китайского фонда развития «Шёлкового пути».
Как сообщил «Гудку» руководитель исследования член-корреспондент Российской инженерной академии Виктор Разбегин, новый коридор через Якутию должен связать северо-восточные провинции Китая железной дорогой с Якутском, далее по Лене корабли выйдут на Северный морской путь. Благоприятные условия для этого маршрута создадут мостовые переходы через Амур Благовещенск – Хэйнхэ и Нижнеленинское – Тунцзян, которые предполагается построить в ближайшие несколько лет. Транспортный коридор позволит сократить расстояния традиционных маршрутов на 1,6 тыс. миль по Северному морскому пути и на 4 тыс. миль через Суэцкий канал.
«Как показали переговоры с китайскими компаниями, при условии строительства моста через Лену в районе Якутска и углубления отдельных участков русла они готовы обеспечить транзит в 12–15 млн контейнеров ежегодно, – говорит Виктор Разбегин. – Для этого Якутск необходимо сделать крупным транспортным узлом, где сходятся железнодорожные, автомобильные и речные пути. Свои проработки мы ведём в соответствии с поручением Совета безопасности РФ, Минтранса, которые дали задание изучить возможность превращения Якутии в базовую территорию для освоения Арктики». При этом Виктор Разбегин подчеркнул ключевое значение строительства моста для всего проекта и подведения железной дороги к Якутску. По мосту (правда, только автомобильному) уже был проведён конкурс и определены победители, однако строительство решили отложить из-за того, что госфинансирование было перенесено на строительство Керченской переправы.

Министр экономики Республики Саха (Якутия) Валерий Максимов говорит, что руководство обратилось в российское правительство с просьбой рассмотреть возможность привлечения иностранных инвесторов для ускорения строительства.
«Сейчас идут переговорные процессы с потенциальными инвесторами из бизнес-сообществ Китая, российскими финансовыми институтами и мостостроительными компаниями, – сообщил Валерий Максимов. – Безусловно, на начальной стадии переговоров мы ориентируемся на технико-экономические параметры проекта, которые были разработаны в период подготовки конкурсной документации в 2013 году. Составлена финансово-экономическая модель в новых экономических реальностях, но говорить о стоимости моста рано. Всё зависит от того, на каких технических параметрах моста остановятся стороны, на каких условиях будут привлекаться финансовые ресурсы. Решение может быть принято на первом Восточном экономическом форуме, который состоится в начале сентября во Владивостоке».

Ранее якутское правительство сообщало, что к нему обратилось сразу несколько китайских компаний с предложением построить мост за 3,5 года на условиях концессии. Они, в свою очередь, планируют получить средства из фонда развития «Шёлкового пути», который как раз и призван финансировать проекты, направленные на развитие торговли с другими государствами.

Как говорит и Виктор Разбегин, если в начале сентября будут определены параметры будущего мостового перехода, то к концу месяца станет понятна и экономика всего коридора.

Заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников замечает, что определённая логика в создании нового транспортного коридора есть, но его самого нет ни в «Транспортной стратегии – 2030», ни в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Хотя эти документы предполагают доведение железной дороги до Якутска и дальше до Магадана. Кроме того, пока на федеральном уровне присутствует идея строительства лишь автомобильного мостового перехода через Лену, а это не даст возможности сформировать в Якутске полноценный транспортный узел.
«Мы пока этот проект не рассматриваем, полагаем, что о нём можно будет говорить лишь тогда, когда будет принято решение о строительстве совмещённого автомобильно-железнодорожного моста, – говорит Сергей Постников. – Однако можно заметить, что в любом случае это предполагает и завершение проекта модернизации БАМа и Транссиба, чтобы к железной дороге на Якутск была возможность подъехать».

Сергей Плетнёв


Справка «Гудка»
В 2014 году победителем конкурса по строительству моста через реку Лену в районе Якутска стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)», в который вошли банк ВТБ, ОАО «УСК «Мост» Геннадия Тимченко, ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект». Консорциум предложил построить мост за 38,9 млрд руб., при этом 15,96 млрд руб. – размер платы концедента по концессионному соглашению. Срок реализации проекта – 168 месяцев (14 лет), в том числе проектирование и строительство – 72 месяца (6 лет), эксплуатация – 96 месяцев (8 лет).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31