12 мая 2021 08:40

Полимерный композит заменил дерево

На экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке проходят полигонные испытания шпалы, изготовленные из полимерного композиционного материала. Главная особенность тестируемых изделий состоит в том, что, в отличие от деревянных и железобетонных, они обладают свойством полной экологически чистой утилизации.
Как рассказал «Московскому железнодорожнику» заведующий лабораторией «Совершенствование конструкций верхнего строения пути» отделения «Путь и путевое хозяйство» ОАО «ВНИИЖТ» Михаил Хвостик, вместо деревянных полимерные шпалы уложены на экспериментальном кольце ещё в декабре 2013 года. Они успешно выдержали лабораторные и стендовые испытания. На настоящий момент их наработка на экспериментальном кольце составила 400 млн т брутто.

Шпалы обеспечивают надлежащую изгибную реакцию для поглощения вызываемых поездом вибраций. Другое их отличительное свойство – обладание достаточной сжимаемостью в вертикальном направлении. Оно необходимо, чтобы выдержать нагружение подрельсовой подкладки при сохранении геометрии рельсовой колеи. Наконец, стоит вспомнить, что выполненные из полимерного композиционного материала шпалы не подвержены растрескиванию или разрушению от температурных перепадов.

Экологические свойства новых изделий особенно очевидны, если проводить сравнение шпал, изготовленных из полимерного материала, и деревянных, обработанных креозотом. Известно, что использование и утилизация последних требуют больших затрат и наносят вред окружающей среде. Такие отслужившие свой срок шпалы должны быть захоронены на специальных полигонах для промышленных отходов. Но с каждым годом места на полигонах все меньше и меньше, так что теперь использованные деревянные шпалы зачастую складируются, где и как придётся. Такой подход не только недёшево обходится их владельцам из-за проблем с законом, но и негативно влияет на экологию.

Как сообщил Михаил Хвостик, испытания новых изделий на экспериментальном кольце продлятся до наработки 500 млн т брутто. Впоследствии здесь же планируется укладка 100 шпал, изготовленных из полимерного композиционного материала, в кривую радиусом 400 м, а также проведение эксплуатационных испытаний на одной из дорог ОАО «РЖД».

Владимир Иванов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31