12 мая 2021 07:57

Вагон-лаборатория испытания контактной сети – залог стабильной работы железнодорожного транспорта

Безопасность на магистрали складывается из многих факторов. Немаловажную роль в обеспечении бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта играют вагоны-лаборатории, предназначенные для исследования состояния инфраструктуры. Внимание корреспондента «Московского железнодорожника» привлёк ВИКС – вагон-лаборатория с самым звучным названием и очень важной миссией.
Интерес к вагонам-лабораториям испытания контактной сети вполне оправдан. Являясь лидером по числу перевезённых пассажиров, столичная магистраль может гордиться и самой протяжённой системой электрифицированных главных путей и устройств по передаче электроэнергии (7462 км). Кстати, именно это достоинство когда-то позволило дороге стать первой обладательницей сразу двух вагонов ВИКС на сети.

Те, что курсируют сегодня, представляют собой настоящие дома на колёсах. Заходишь – есть кухня, столовая, зона отдыха, далее аппаратный зал, благодаря обилию компьютеров, мониторов очень напоминающий офис. В комнате за дверью так называемое инверторное помещение, где располагаются блоки преобразователей из постоянного тока в переменный, рядом дизель-генератор. От высоковольтной камеры в вагонах данного типа на железной дороге уже ушли, так что работа в ВИКС вполне безопасна и здоровью человека вреда не наносит. Вверх по лестнице находится смотровая вышка. Как у штурмана на корабле, отсюда железнодорожнику открывается шикарный вид на устройства электроснабжения. Правда, следят энергетики исключительно за состоянием контактной сети. Причём, не без помощи метода визуального осмотра. Заметить обрыв струны, повреждения тросов, высоту подвеса отходящих ветвей и разбитые изоляторы, да ещё на скорости в 140 км/ч может только очень зоркий глаз.
– Этот навык приходит с опытом, – скромничает старший электромеханик вагона-лаборатории испытания контактной сети Илья Ильин. – Впрочем, всегда есть возможность удостовериться в своих наблюдениях, просмотрев отснятый на камеру материал.

Современный вагон-лаборатория – это ещё и хороший пример достижений российского производителя в сфере высоких технологий на железнодорожном транспорте. Прошли времена, когда параметры контактной сети фиксировались при помощи самописцев, сегодня этот процесс полностью компьютеризирован.
– Измерения положения контактного провода, его высоты, зигзага, силы нажатия токоприёмника на контактный провод, напряжения в контактной сети, выявление дефектов контактной подвески и прочие, – загибает пальцы начальник вагона-лаборатории испытания контактной сети Андрей Шахов. – Все эти параметры фиксируют датчики. Информация в режиме онлайн передаётся на компьютер. Поэтому всегда есть возможность переправить записи на участок. В случае выявления аварийных отступлений мы в оперативном порядке связываемся с начальником дистанции электроснабжения, который принимает меры для устранения неполадки.

Особенно бдительны специалисты ВИКС в период резкой смены погоды, когда из-за перепада температуры появляется большой риск значительного смещения проводов. Памятным в этом плане был 2005 год, когда в течение четырёх часов температура воздуха могла поменяться на 25 градусов. Тогда, как рассказал Андрей Анатольевич, два вагона-лаборатории диагностировали контактную сеть магистрали в круглосуточном режиме.
– Когда работа продвигается штатно, мониторинг состояния контактной сети осуществляется на основании разработанного годового плана, – сообщил «МоЖ» Андрей Шахов. – Раз в квартал вагон должен проехать все главные пути МДИ. Участки, где обращаются грузовые поезда массой свыше шести тыс. т и, соответственно, нагрузка на сеть гораздо выше, проверяем дважды в квартал. Кроме того, раз в месяц осуществляем объезд высокоскоростных направлений.

В период подготовки к запуску скоростных поездов специалисты вагонов-лабораторий испытания контактной сети работают в усиленном режиме. При их непосредственном участии происходил запуск Talgo, скорых поездов к Олимпиаде в Сочи. Но они, как бойцы невидимого фронта, предпочитают оставаться в тени от всеобщего внимания. Зато с уверенностью можно сказать: вряд ли на железной дороге есть люди, кто во всех хитросплетениях воздушных линий разбирается лучше, чем работники ВИКС.

Наталья Щевелева
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31