14 мая 2021 05:00

Контроль в холостом режиме

Строители-подрядчики на несколько часов парализовали движение пригородных электричек

В ОАО «РЖД» под руководством первого вице-президента Вадима Морозова состоялся разбор инцидента, который произошёл 12 августа на Московской дороге.
Тогда фактически на весь день было парализовано движение поездов через подмосковную станцию Мытищи из-за повреждения магистральных кабелей сигнализации, блокировки и централизации. Устроили эту задержку незадачливые строители, проводившие работы на опорах моста через реку Яуза.

В результате было выбито из графика почти полтысячи пригородных поездов, при этом пассажиропоток упал вдвое: с 300 до 140 тыс. пассажиров за сутки. Восстановление повреждённых кабелей продолжалось до семи часов вечера. Пассажиров застрявших электричек вывозили 38 автобусами. В Москву, Щёлково, Пушкино было доставлено более 1700 пассажиров. Возникает закономерный вопрос: кому предъявлять претензии?

Вот что показало расследование. Строительные работы на мосту проводились подрядной организацией ЗАО «СК «Афина Паллада». Генеральным подрядчиком выступила компания «Спецмосттрест», которая входит в структуру ОАО «РЖД». Обустройство подпорной стенки для будущего моста на 18-м км проводилось на основании акта допуска Московской дирекции инфраструктуры в соответствии с утверждённым проектом производства работ и календарным планом, о чём была сделана запись в соответствующем журнале. Здесь, как говорится, придраться не к чему.

Но параллельно с плановыми работами «Афина Паллада» начала устанавливать сваи под опоры моста на втором пикете без каких-либо разрешений, а главное – не уведомив об этом железнодорожников. Как свидетельствуют материалы расследования, 12 августа в восемь часов утра начальник участка Глущак дал команду рабочим забивать сваи. И это несмотря на запреты руководства станции Мытищи производить там какие-либо работы без разрешительных документов. Все распоряжения оказались сродни холостому выстрелу.

Это говорит о том, что созданная два года назад на Московской дороге трёхступенчатая система технического надзора, увы, не сработала. Причём по весьма банальной причине: все три звена, или ступени, этой самой системы работают полностью автономно. Хотя всего-то и нужно было замкнуть друг на друга первое (низшее) и последнее (высшее) звенья цепи. На деле это означает, что представители первичного технического надзора в лице начальника станции, электромеханика дистанции сигнализации и связи или монтёра пути должны были не только сделать необходимые отметки в журналах об обнаруженных нарушениях, но и доложить об этом своим руководителям. В результате «защитная цепь» замкнулась бы и нарушителей регламента проведения строительных работ удалось вовремя остановить.

Но всё это лишь, что называется, верхушка айсберга. А если копнуть глубже, то обнаружится целый клубок вопросов и проблем, начиная от перераспределения обязанностей между должностными лицами и заканчивая в целом системой привлечения подрядных организаций и контроля за их деятельностью. Тут, как оказалось, тьма-тьмущая ответственных, начиная от простого монтёра пути и заканчивая руководством Центральной дирекции инфраструктуры. При этом ключевые подписи на документах, разрешающих проводить строительные работы, ставят почему-то главные инженеры дорог, а не представители главного заказчика (ДКРС). И уж совершенно непонятной является позиция заместителей начальников дорог по строительству, которые в этой ситуации оказались вообще вроде как ни при чём.

В конце концов руководителей субподрядных строительных организаций, допускающих подобного рода нарушения, помимо взыскания с них реального материального ущерба, необходимо привлекать к уголовной ответственности, заявил первый вице-президент компании Вадим Морозов. А поводом для этого вполне могут служить претензии и иски со стороны пассажиров, не доехавших по их вине до станций назначения.

Но в целом нужно смотреть, что называется, в корень и после каждого подобного случая вскрывать проблемы в самой компании. Последний инцидент, по мнению первого вице-президента, наглядно показал изъяны в существующей структуре управления. Чтобы устранить их, потребуется комплекс мер, которые нужно принять незамедлительно.

Сергей Евсеев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31