06 мая 2021 06:53

На службе у Отечества

Для многих, кто знал его, Иван Леонтьевич Паристый являл пример отношения к избранному делу

Сложные чувства испытываешь, готовя материалы о современниках, ставших к данному моменту частью истории. Они ведь остались в твоей памяти такими, какими ты знал их в повседневной деятельности. Проводящими совещания, выезжающими на объекты, вручающими передовикам знаки трудового отличия и распекающими нерадивых исполнителей. Так случилось и в этот раз, в канун 85-летнего юбилея Ивана Леонтьевича Паристого, под чьим началом мне посчастливилось трудиться 14 лет.
Иван Леонтьевич Паристый в течение 20 лет возглавлял МЖД


Моя точка отсчёта – середина 80-х годов. К тому времени Иван Леонтьевич – уже признанный лидер столичной магистрали, к чьему мнению прислушивались и в МПС СССР, и в руководстве Москвы. На дороге, чей коллектив насчитывал тогда свыше 300 тыс. человек, год от года росли объёмы перевозок, рождались почины и передовые методы труда. Так что забот у начальника столичной магистрали было, что называется, по горло.

Но решение производственных задач – лишь часть дела. В то время Ивана Леонтьевича, как и любого руководителя подобного ранга, задействовали и в общественной работе. По приезде в столицу он избирался депутатом Московского областного, а затем и городского советов народных депутатов. А начиная с 1981-го – дважды депутатом Верховного Совета РСФСР. Являлся делегатом трёх съездов КПСС, был членом бюро Сокольнического РК КПСС. В рамках этой деятельности Ивану Леонтьевичу приходилось отчитываться о проделанной работе. Одно из таких мероприятий, куда пригласили и журналистов «Московского железнодорожника», к которому начальник дороги относился хорошо, состоялось в большом зале управления МЖД.

На дворе – перестройка. Тогда стало модным задавать каверзные вопросы. И я решила спросить, не сложно ли ему совмещать ответственность за деятельность магистрали с депутатскими заботами?
– Скажу честно – нелегко, – ответил, не раздумывая, Паристый. – Но в таком качестве я ведь смогу и людям помочь, и интересы железной дороги отстоять.

Думаю, что Иван Леонтьевич совершенно искренне говорил и о людях, и о дороге. Ради родной «железки» он, кажется, был готов горы свернуть. Но с высоты прожитых лет понимаю, что, помимо преданности делу и отличного его знания, у Паристого было развито качество, которое, как мне кажется, необходимо руководителю: здоровая амбициозность, желание быть впереди. Об этом, кстати, говорил мне Виктор Бирюков, ставший впоследствии заместителем председателя Госплана СССР. Виктор Ефимович, первый начальник Брянского отделения дороги, будучи главным инженером МЖД, приезжал в город своей молодости, встречался с Иваном Паристым, бывал у него дома.
– Оба они, – отмечал Виктор Бирюков, – и Иван Леонтьевич, и его супруга, оказались деятельными, энергичными людьми. Но Татьяна Николаевна, помимо работы, взяла на себя основные заботы о семье, предоставив мужу возможность полностью посвятить себя делу. И он активно вникал во все детали. А через какое-то время ему становилось тесно в рамках занимаемой должности. Кажется, его потенциал был неисчерпаем. В полной же мере способности Ивана Паристого раскрылись после его назначения на должность начальника Московской дороги, которую он возглавлял 20 лет.

За это время руководителю МЖД пришлось решать различные по характеру задачи. В 70-х – начале 80-х – реконструкция имеющегося хозяйства и строительство новых объектов, в частности сортировочных станций Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное. И сегодня эти «фабрики маршрутов» на полигоне МЖД играют ключевую роль. В 80-е – обеспечение всё возраставших объёмов перевозок. Тогда хорошим подспорьем стала организация тяжеловесного движения, получившего распространение на сети. А Иван Леонтьевич не уставал обращаться в МПС: «Дайте Московской больше полувагонов». От подчинённых же из доклада в доклад требовал: «Эффективнее используйте подвижной состав, заставляйте колёса крутиться быстрее». Не легче и с пассажирскими перевозками. Порой казалось, что через Мос-узел проезжала вся страна. Купить билет было задачей посложнее, чем достать дефицитный продукт или товар.

Сегодня каждый человек, приобретая билет на поезд дальнего следования, сообщает свои паспортные данные, которые «вбиваются» в проездной документ. Мало кто знает, но начало этому положил руководитель столичной магистрали. А дело было так. Почти на каждом докладе, проходившем у него в кабинете, возникал вопрос несанкционированной продажи железнодорожных билетов, проще говоря, спекуляции ими. Доходило и до откровенных подделок. Однажды, когда эта тема всплыла вновь, Паристый обратился к присутствовавшему на совещании начальнику вычислительного центра МЖД Александру Науменко:
– Александр Иванович, пусть твои ребята разработают форму билета аналогичную аэрофлотовской, с указанием имени владельца. В следующий понедельник доложишь, что сделано.

Через неделю Александр Науменко проинформировал о ходе работ. Понадобилось какое-то время, чтобы отшлифовать детали и получить добро свыше. А вскоре этот проект разошёлся по всей стране.

А ещё Иван Леонтьевич буквально спас Малое кольцо, которое сегодня готовится стать пассажирской артерией Москвы. Ведь в 90-х некоторые горячие головы для решения транспортной проблемы предлагали закатать его в асфальт.
– Тогда я сказал в правительстве Москвы, что тем самым лишь усугубится экологическая обстановка, – рассказывал Паристый на докладе.

Но сложнее всего ему пришлось, думаю, в 90-х, когда страну корёжило от якобы рыночных перемен. В то время, когда шахтёры приезжали в Москву и стучали на Горбатом мосту касками, руководство магистрали делало всё, чтобы по Московской дороге поезда шли без задержек.

Конечно, Иван Леонтьевич, будь он даже семи пядей во лбу, один бы не справился с валом проблем. Работала команда: первые заместители, в числе которых были Валерий Донцов и Иван Левшин, главный инженер Николай Драчов, заместитель начальника дороги – начальник службы перевозок Вячеслав Лемешко, главный ревизор по безопасности движения Геннадий Павликов, заместитель начальника МЖД по финансам и экономике Иван Авдюхин...

Именно Ивану Тихоновичу приходилось думать о самом «больном» вопросе того времени: где взять деньги? Он искал пути пополнения «кошелька» магистрали, приходил к тёзке, и уже вместе они принимали решение.
– На Московской дороге в те годы ни разу не задержали зарплату, – вспоминает Иван Тихонович. – Впрочем, как-то мне позвонили из одного высокого кабинета: «Что это у вас творится? Почему нарушаете сроки выплаты?» Пришлось объяснять, что в данном случае дорога не при чём: в банке не оказалось денежной массы.

В 1997 году к многочисленным знакам трудовой доблести Ивана Леонтьевича Паристого добавился ещё один. За выдающиеся заслуги в организации работы Московской железной дороги, существенный личный вклад в строительство и восстановление исторического облика московских железнодорожных вокзалов, большую общественную деятельность ему присвоили звание «Почётный гражданин города Москвы». Руководитель столичной магистрали был удостоен одним из первых после восстановления этого звания. Добавлю, что одновременно с Иваном Паристым оно было присуждено таким выдающимся людям нашей страны, как балерина Галина Уланова, композитор Георгий Свиридов, хирург Валерий Шумаков. Что и говорить, отличная компания!

За обновление московских вокзалов на столичной магистрали взялись ещё в 80-х годах прошлого века. «Пробный камень» – Савёловский, к тому времени устаревший и морально, и физически. В результате вместо одноэтажной постройки в Москве появилось светлое двухэтажное здание в классическом стиле. Затем – полностью преобразившийся Павелецкий, отремонтированные Белорусский, Ярославский, Рижский, Киевский. Лебединой песнью Ивана Леонтьевича стал Казанский вокзал. Здесь не только капитально отремонтировали и технически обновили имеющиеся постройки, но и реализовали первоначальный замысел архитектора Алексея Щусева.

На Казанском начальник МЖД бывал еженедельно: принимал отчёты строителей, проверял качество работ, строго спрашивал за недоделки. Как-то, осматривая зал ресторана (здесь теперь разместился зал для VIP-пассажиров), спросил у управляющего Дорстройтрестом №2 МЖД Юрия Закурдаева:
– Какой пол будут здесь стелить, Юрий Анатольевич?
Услышав, что гранитный, эмоционально вскинулся:
– Только дубовый! Посетители ведь будут здесь не только пищу принимать, но и слушать музыку, танцевать, женщины, конечно, на высоких каблуках.

Жаль, что эта мечта Ивана Леонтьевича о прекрасном сбылась не во всём.

На открытие Казанского вокзала, состоявшееся в 1997 году, в канун 850-летия Москвы, прибыло немало гостей, в том числе председатель правительства РФ Виктор Черномырдин, руководство МПС, посланцы Татарстана, Казани. Принимал их по протоколу Иван Леонтьевич. После торжественных речей и награждения отличившихся строителей в том самом зале, где по указанию начальника дороги выложили дубовый паркет, состоялся торжественный обед.

Уйдя на заслуженный отдых, Иван Леонтьевич Паристый не отошёл от активной деятельности. Он являлся членом Совета старейшин при мэре Москвы, членом Комиссии по вопросам помилования. Последняя общественная должность оказалась для него окрашенной в особые эмоциональные тона: в 2002-м Иван Леонтьевич потерял младшего сына.
– Тяжело читать уголовные дела, прошения о помиловании, – делился он с журналистами «Московского железнодорожника» во время одного из последних интервью. – Ведь за каждым документом, с одной стороны, судьба человека, совершившего преступление, а с другой, – его жертвы, у которой остались родные и близкие.

При жизни Иван Паристый был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, многими медалями. Иван Леонтьевич – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. Ему присвоены звания заслуженного работника транспорта СССР, почётного железнодорожника, почётного ветерана МЖД. Его имя носят фирменный поезд Москва – Брянск, Брянский железнодорожный колледж, сквер в Брянске. На территории НУЗ «Дорожная клиническая больница имени Н.И. Семашко» в Москве установлен бюст Ивана Паристого, многое сделавшего для железнодорожного здравоохранения. Но главное, что его помнят, в том числе и те, кого он в своё время ставил на крыло. Некоторые из них руководят ныне различными подразделениями ОАО «РЖД». И каждый может рассказать что-то своё о человеке, который был до конца предан родной Московской железной дороге.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31