12 мая 2021 09:05

Выводы на будущее

Юрий Соколов, профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТа, д.э.н.

По итогам июня текущего года значение Индекса качества немного подросло. Таким образом, первый месяц лета подтвердил свой статус достаточно спокойного периода. Тем не менее по отдельным составляющим обобщённого показателя наблюдаются более чем серьёзные изменения, причём как со знаком плюс, так и со знаком минус.
В июне значение обобщённого Индекса качества увеличилось в сравнении с маем на один пункт и достигло отметки в 70 баллов. Такой рост показателя подтверждает сложившийся за несколько лет наблюдений «имидж» июня как месяца в целом спокойного, для которого характерна стабильность обобщённого Индекса качества (как было в 2013 и в 2014 годах) или даже некоторый рост данного показателя (как было в 2012 году, когда прибавка также составила один пункт).

В целом июнь продолжил тенденцию постепенного роста значений обобщённого Индекса качества, который продолжается на протяжении всего времени проведения исследования.

Но в то же время, если анализировать данные за I полугодие, стоит отметить некоторый «застой» в динамике показателя на протяжении января – июня. В течение этого времени обобщённый Индекс качества уже несколько раз увеличивался до уровня в 70 баллов, после чего шёл незначительный откат, который затем вновь сменялся подъёмом до прежней отметки.

Представляется, что причины такой динамики следует искать главным образом в новогоднем повышении тарифов ОАО «РЖД». Клиенты железнодорожного транспорта отреагировали на данное событие достаточно болезненно. И это заметно в динамике оценок по соответствующему критерию до сих пор.

Что касается непосредственно самого июня, то в данном месяце отмечено отсутствие отрицательной динамики почти по всем входящим в состав обобщённого Индекса качества критериям. И это можно отметить как положительный факт. Данный вывод тем более актуален, что по итогам первого летнего месяца наилучшая динамика отмечена именно критериями, которые ещё совсем недавно относились к разряду проблемных.

В то же время, анализируя динамику оценок по отдельным критериям, которые формируют обобщённый Индекс качества, нельзя не отметить несколько фактов. Во-первых, обращает на себя внимание рост в июне в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года отметки, характеризующей уровень удовлетворённости клиентами соблюдения сроков доставки (оценка увеличилась на 9 пунктов). Одновременно с этим стоит сказать и о другой существенной перемене – чувствительном снижении отметки по критерию «стоимость услуг». В июне она уменьшилась в сопоставлении с аналогичным периодом предыдущего года на 11 пунктов.

Описанные выше изменения свидетельствуют, с одной стороны, о том, что вопрос несоблюдения сроков доставки, на что раньше периодически жаловались участвующие в исследовании клиенты железнодорожного транспорта, находится в стадии решения. С другой – пока рано ещё говорить о том, что грузовладельцы свыклись с новыми ценами. Снижение отметки в сравнении с тем же периодом предыдущего года красноречиво указывает на то, что грузовладельцы так и не смирились с ростом тарифов, из чего необходимо делать выводы на будущее.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31