06 мая 2021 06:27

Увидеть альпийские лужайки

Аутсорсинговые компании предлагают изменить технологию очистки полосы отвода

Маленькая колонка в «Гудке» под названием «Счёт за липовый отчёт» вызвала большой резонанс. Речь в ней шла в том числе и о работе аутсорсинговых компаний, занимающихся очисткой полос отвода дорог от растительности.
Борис Антипов, главный технолог, заместитель генерального директора ООО «Арсенал»
Восемь лет назад функции дистанций защитных лесонасаждений компании взяли на себя сторонние подрядчики. ООО «Арсенал» – один из них. Главный технолог – заместитель генерального директора этой компании по науке Борис Антипов рассказал о том, как ведётся эта работа.

– В колонке речь шла о деревьях, которые упали на путь. Это случилось на ваших участках?
– Нет. Насколько мне известно, это произошло там, где на уборку деревьев не было дефектной ведомости.

– Как долго вы сотрудничаете с компанией «РЖД»?
– Мы дважды выигрывали открытые конкурсные торги ОАО «РЖД». Сегодня выполняем договорные работы на 14 дорогах в рамках трёхлетнего контракта. У нас пятилетняя практика обслуживания инфраструктуры.

– Наверное, часть специалистов вы взяли из упразднённых дистанций защитных лесонасаждений?
– У нас отлично трудятся бывшие работники профильных дистанций Западно-Сибирской и Дальневосточной дорог. Мы обеспечиваем их современной техникой. Купили новые колёсные тракторы, мульчерную технику, автомобили повышенной проходимости для перевозки людей к месту работы. В общем, мы серьёзно подошли к проблеме и оснастились с надеждой на перспективу, потратив на эти цели почти 300 млн руб.

– А что вы делаете в полосе отвода?
– Если раньше бывшие дистанции выполняли работы комплексно, то наши услуги распределяются на виды работ. В период с 2011 по 2014 год их было 39. В настоящее время в перечень ОАО «РЖД» вошло 25 работ. Они по условиям финансирования разбиты на десятки позиций. К примеру, стоимость валки деревьев зависит от их породы, диаметра стволов и так далее. При одних условиях утилизация порубочных остатков оценивается в кубометрах, при других – в единицах площади. «Раздробление» видов работ затрудняет работу и нашу, и работников инфраструктуры РЖД. Поэтому хочется получить утверждённые методические указания по учёту объёмов работ при очистке земельных участков инфраструктуры РЖД от растительности.

– Как вы оцениваете состояние защитных лесонасаждений?
– За редким исключением защитные лесонасаждения на сети дорог утратили свои основные и природоохранные функции. Даже по состоянию на 2009 год площадь посадок возрастом свыше 50 лет уже составляла свыше 60 тыс. га, или более трети площади всех лесонасаждений, а сейчас этот показатель ещё более увеличился. Например, отдельные «ветроломы» на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах выгорели от пожаров, они нуждаются в грамотных рубках для создания аэродинамической решётки. В рамках Экологической стратегии РЖД планируются новые посадки. Надеемся принять в этом участие.

– А есть у вас новые идеи по очистке полос отвода?
– Регламентом предусмотрено корчевание пней после валки деревьев. Это весьма затратная работа, и поэтому данный вид деятельности не планируется заказчиком. Но «свежие» пни можно обработать гербицидами, а корчёвку произвести через год или два. У нас сохранились отчёты МПС за 80-е годы о том, что количество машино-смен для корчевания подсушенных гербицидами пней снижается в 2,4 раза.

– А как ещё можно упростить очистку полосы отвода от нежелательной растительности?
– Мы предлагаем создать пилотные полигоны на участках обслуживания Октябрьской, Московской и Западно-Сибирской железных дорог, где в полосе отвода на протяжении 3–4 лет будет проводиться комплекс работ по валке деревьев, сплошной вырубке древостоя с утилизацией порубочных остатков, обработке гербицидами и корчёвке пней. При этом параллельно будут создаваться новые и обновляться старые снегозадерживающие лесонасаждения. При превращении в полосе отвода лесной растительности в луговую по предлагаемой нами технологической цепочке «лесосека – гербициды – сенокошение», по нашим расчётам, затраты сокращаются в 1,5 раза. Да и пассажир из окна вагона будет смотреть на «альпийские» лужайки, а не на мозаику из различного древостоя.

Беседовал
Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31