06 мая 2021 06:46

Столичные вокзалы к пиковому пассажиропотоку готовы

Динамика пассажирских перевозок в июле показала всплеск – железные дороги перевезли 96,6 млн пассажиров в дальнем и пригородном сообщении. Но всё равно недотянули до показателей прошлого года. Столичные вокзалы пропускают через себя немалую часть огромного людского потока. И наш корреспондент решил узнать, как они принимают пассажиров.
На любом из столичных вокзалов, особенно летом и в часы пик, немудрено растеряться. Так, на Курском вокзале в утренние и вечерние часы наплыв людей – сумасшедший. В огромном здании масса входов и выходов, и как найти среди них тот единственный, который нужен? Надо по совету Ильфа и Петрова обращать внимание на «вывески» – информационные табло и указатели.

Зато после того, как схлынет утренний поток, на Курском вокзале чувствуешь себя, как в гостеприимной гостинице, где есть возможность и отдохнуть, и поработать (за ноутбуком или планшетом), и вкусно покушать. В здании три этажа, и на каждом можно найти всё что душе угодно: есть и магазинчики, и крошечные кафе, а главное – залы ожидания с мягкими креслами.
– Хорошо ли вам здесь? – пристаю ко всем подряд с одним и тем же вопросом. И все пассажиры, словно сговорившись, отвечают: да, почти как дома.

Спрашиваю молодого начальника вокзала Михаила Щукина: «Как справляетесь с пассажиропотоком, «запарок» не случается?» А он спокойно отвечает, что, дескать, готовились к пику перевозок загодя, потому всё проходит в штатном режиме.

Заблаговременно, как выяснилось в ходе разговора, готовился Курский вокзал и к запуску скоростных поездов «Стриж» сообщением Москва – Нижний Новгород. Они пришли на замену «Сапсанам», так что особого напряга сотрудники вокзала не ощутили.
– Сейчас в зависимости от пассажиропотока назначается от трёх до семи пар поездов «Стриж» ежесуточно, – говорит Михаил Щукин, – плюс три поезда «Ласточка» курсом на Нижний Новгород. Специально под эти поезда в основном здании вокзала выделены три кассы, которые обслуживают их пассажиров без очереди. Причём вся система навигации на вокзале выполнена так, чтобы пассажир из любой его точки мог кратчайшим путём попасть на первую платформу, откуда и отправляются эти экспрессы.

– Чем для вас сложен летний период перевозок? – интересуюсь я.
– Мы сначала чуть ли не ежедневно отправляли многочисленные группы детей, по 500 и более человек, на отдых в детские лагеря в южном направлении, а теперь принимаем их обратно, – говорит Михаил Щукин. – Для таких групп мы выделили отдельные залы ожидания, обеспечиваем их охраной, носильщиками, дежурным персоналом, чтобы всё проходило организованно и чётко.

– А где на вокзале самые напряжённые точки? – задаю последний вопрос.
– Люди скапливаются на досмотровых постах, а их у нас восемь, – отвечает начальник вокзала. – Но в целом, как вы могли уже убедиться, у нас хорошая навигация: информационные табло, указатели плюс громкоговорящая связь. Да и система переходов устроена так, что с платформы можно сразу попасть в метро или на привокзальную площадь, минуя здание вокзала. Кроме того, на каждом фирменном поезде организованы специальные посадочные бригады, которые видно издалека, поскольку они одеты в специальную униформу. В залах вокзала также предусмотрены дежурные сотрудники – они оперативно решают все вопросы, возникающие у пассажиров.

На Казанском вокзале на первый взгляд всё куда проще. Но покружив с полчаса по его платформам, коридорам и залам, начинаешь замечать шероховатости. Например, помещения касс дальнего сообщения закрыты, и в спешке не сразу сообразишь, где можно приобрести билеты. На одной из пригородных платформ ведутся строительные работы, так что на остальные ложится удвоенная нагрузка. Причём пассажирам зачастую приходится дожидаться своего поезда прямо на платформах, поскольку внутренние залы ожидания всех желающих не вмещают, да и пропускают туда строго по билетам.
– У нас уже шестой год продолжается комплексная реконструкция, – поясняет начальник вокзала Сергей Донецкий. – Кассы дальнего следования уже третий год закрыты на ремонт, пригородные кассы – два года на реконструкции, вместо них работают временные. Две пригородные платформы также реконструируют. Всё это создаёт определённые неудобства для пассажиров, иногда приходится даже отменять пригородные поезда. Однако нужно понимать, что всё это делается для их же блага – комфорта и безопасности. Но процесс этот долгий и многосложный.

Особая атмосфера на Ленинградском вокзале – торжественная и в то же время уютно-домашняя. Здесь во всём заметен европейский лоск: стильно оформленные кафе с итальянской и японской кухней, магазинчики элитной парфюмерии, сувенирные лавки, книжно-журнальные развалы. Посетители передвигаются по залам обоих этажей, никуда не торопясь, словно при замедленной киносъёмке.
– У нас контингент особый – интеллигентные, а значит, и педантичные пассажиры, – говорит помощник заместителя начальника вокзала Семён Лебедев. – Они знают, что на вокзал нужно прибыть заранее, чтобы успеть пройти контроль и выполнить все формальности. Наверное, поэтому у нас почти никогда не бывает столпотворения в залах и на платформах. Но при этом пассажиропоток стабильно высокий как зимой, так и летом. В городе на Неве проводится много форумов, праздников и разного рода мероприятий независимо от времени года. Сейчас мы готовимся к запуску тактового движения межрегиональных поездов «Ласточка». На очереди тактовое движение «Сапсанов». У нас идёт уже второй этап реконструкции, он коснётся прежде всего пригородной части вокзального комплекса. Продолжается модернизация второй и четвёртой платформ специально для «Ласточек». К октябрю планируем всё закончить.

Заместитель начальника службы организации обслуживания на вокзалах Дирекции железнодорожных вокзалов Борис Рябов, комментируя ситуацию, сказал, что столичные вокзалы изначально рассчитаны на большой объём перевозок. Например, Казанский вокзал может принимать до 75 пар пассажирских поездов в сутки, а сегодня приём и отправление составляет от силы 35 пар.
– В летний период в полтора-два раза возрастает нагрузка на вокзалы, но их коллективы должны быть к этому готовы, тем более что в целом по сравнению с прежними годами сейчас наблюдается спад пассажиропотока, – заметил Борис Рябов. – Оценить их работу помогает статистика обращений. В прошлом году мы имели 2500 обращений. Замечу, что число их растёт, поскольку в рамках политики открытости компании увеличивается приём звонков на «горячие линии» и в общественных приёмных. Но при этом доля обоснованных жалоб неуклонно падает. На момент образования Дирекции железнодорожных вокзалов она составляла 6%, а сейчас всего 2%. Это ощутимый прогресс, он и отражает результаты нашей работы.

Сергей Евсеев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31