06 мая 2021 06:37

Без авралов и сверхурочных

Строители-железнодорожники через год введут в строй 24 транспортно-пересадочных узла

К концу этого года завершатся строительные работы на Малом кольце Московской железной дороги и откроется рабочее движение поездов. А полностью сдадут его в эксплуатацию в следующем году. В столице появится наземное метро, которое соединит разные виды транспорта. Им смогут пользоваться около 300 млн пассажиров в год. О людях и технологиях, которые применяются при реализации этого уникального проекта, репортаж нашего корреспондента.
Узнав о цели моего визита – написать о строительстве транспортно-пересадочного узла на МК МЖД, – заместитель руководителя проекта ОА «РЖДстрой» Сергей Долженков немного расстроился. «Вам бы на вводный объект, – сказал он. – Вот где красота, масштаб, есть что посмотреть».

А ТПУ с условным названием «Волгоградская», куда лежал наш путь, ещё только строится.
«Ничего страшного», – успокоил я его, полагая, что все стройки похожи друг на друга. Воображение уже рисовало мне картину: сотни ярких сварочных огней, колонны машин с включёнными фарами, прокладывающие путь сквозь марево пыли, и тысячи рабочих в брезентовых спецовках. Обычный штамп для человека, знакомого с фильмами о первых пятилетках и с романтикой студенческих стройотрядов.

От станции метро «Волгоградский проспект» до ТПУ десять минут пешком и столько же на автомобиле через светофоры, сужения дороги и пробки. За это время Сергей ввёл меня в курс дела. «РЖДстрой» отвечает на Малом кольце за строительство 24 ТПУ, похожих на «Волгоградскую».

Уровень готовности объектов разный – на одних ещё ведутся проектно-изыскательские работы, на других началось или уже завершается строительство.
«ТПУ соединят три вида общественного транспорта – железную дорогу, метрополитен и городской транспорт», – рассказывает Сергей. В идеале эта схема должна упорядочить пассажиропотоки в столице.

На «Волгоградской» нас встретил в спецовке цвета «лазерный лимон» без единого пятнышка и в белой каске новый сопровождающий. С ним можно не знакомиться, бейджик подсказал, что это «Анатолий Рытин – начальник строительства».

Такие бейджики и светоотражающие спецовки носят и рабочие в «РЖДстрое», только каски у них красные. Белые положены только инженерно-техническим работникам.

На «Волгоградской» почти готова платформа, где будут делать остановки поезда. На ней нет только козырька от дождя и снега.
«В длину она 180 м, в ширину девять, металлический каркас для освещения и крыши покрыт антикоррозийной краской», – сообщает параметры объекта Анатолий.

Платформа выложена плиткой, везде чистота, словно только что прошла уборочная машина, а не бригада строителей. Заглядываю под платформу в надежде найти лопату или лом.
«Не найдёте», – останавливает мои попытки начальник строительства.
«Современная стройка совсем другая», – открывает мне глаза на действительность Анатолий, показывая на шкафы для хранения одежды и рабочего инвентаря.
«Станиславский сказал бы «не верю!», – опять пытаю Рытина. – Неужели нет в помине старой доброй строительной грязи?»
«А куда от неё денешься? После дождя по стройке только в сапогах и пройдёшь».

Жива и извечная проблема с поставкой материалов, но строители находят выход из положения.

На соседнем ТПУ «Дубровка» есть большой склад, в случае необходимости оттуда и подвозят то, что необходимо. Если и там нет, строителей, чтобы не теряли время зря, переводят на другие участки работы.

Здесь все они мастера на все руки, освоили несколько смежных специальностей – сварщика, маляра, плиточника, монтажника.

Ручной труд на этом и других объектах Малого кольца сведён к минимуму. Даже в самый разгар строительных работ на платформе было около 30 строителей, сейчас осталось 11.

Одни будут подводить платформу под крышу, другие, как геодезист Алексей Жилкин, готовить площадку для новых работ.

Ночью на «Волгоградскую» привезли буровую установку для монтажа свай. Пока её готовят к работе, Алексей сделает разметку, где установить опоры для железобетонной конструкции, которая соединит с платформой существующий пешеходный переход через пути.

Пройдя по нему, пассажиры электричек выйдут к остановкам городского транспорта. На Угрешской улице уже есть автобусная остановка, а на другой стороне путей она появится, когда построят съезд с Третьего транспортного кольца. Все работы в полосе железной дороги планируется завершить к концу этого года. А в августе следующего будут сданы все 24 ТПУ, за которые отвечает «РЖДстрой».
«Успеем, причём без авралов и сверхурочных», – заверяет Анатолий Рытин.

Но у меня есть ещё вопрос: строительство в городской черте требует особой деликатности, а буровая установка будет работать всего в двух шагах от жилых домов.
«Такие машины немецкой фирмы Bauer предназначены специально для работы в густонаселённых кварталах», – поясняет машинист Олег Умнов.

Она почти бесшумная. Технология работ такая: бурится скважина, в неё опускается обсадная труба (будущая свая), куда потом закачивается раствор. В былые годы для забивания свай использовали копер, молот которого бил оглушительно. Но сегодня это в Москве запрещено.

Вместе с технологиями на стройке изменился и быт рабочих. После смены они возвращаются в небольшой строительный городок. В нём есть всё необходимое – душ, туалет, горячая и холодная вода, уютные вагончики на двух человек с кондиционером, холодильником и телевизором. А трёхразовое питание обеспечивает городской общепит.
«Вкусный, сытный обед из трёх блюд плюс компот стоит не больше 150 руб., мне хватает», – говорит внушительной комплекции и высокого роста мастер Павел Беляев. В армии ему с такими габаритами полагалась бы добавка, а здесь и без неё вполне достаточно.
«А каким, по вашему мнению, должен быть современный строитель?» – спрашиваю у Олега Умнова.
«Профессионалом высокого класса, без вредных привычек, желательно со знанием иностранных языков», – отвечает мастер буровой установки, знающий немецкий язык и проходивший практику в Германии.
«А ещё влюблённым в свою профессию», – добавляет начальник строительного участка Рафик Хабибуллин. Он после окончания Казанского инженерно-строительного института сразу пришёл в «РЖДстрой» – всерьёз и надолго.

В начале августа «паровозом» друг за другом проходят два профессиональных праздника – День железнодорожника и День строителя. В «РЖДстрое» затрудняются выбрать, какой им ближе, отмечают оба. И не огорчаются, когда приходится отмечать их рабочей сменой на стройплощадке.

Валерий Осипов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31