06 мая 2021 07:09

Новые правила для партнёров

Максим Ткаченко, исполнительный директор ассоциации «Центр развития государственно-частного партнёрства»

В России принят закон о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), позволяющий инвесторам в тандеме с государством строить инфраструктурные объекты и получать их в собственность.
– Максим Викторович, как принятый закон регулирует отношения инвесторов и государства на объектах транспорта и, в частности, железнодорожной инфраструктуры?
– В законе, как и в концессионном законодательстве, содержится закрытый перечень объектов, в отношении которых может заключаться соглашение о государственно-частном партнёрстве. В нём в том числе есть объекты железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры. И в этом плане документ не сильно отличается от концессионного законодательства.
Принципиальное отличие в том, что в тот или иной момент реализации проекта – либо после ввода объектов в эксплуатацию, либо после завершения соглашения – право собственности на созданный объект должно оставаться у частного партнёра. Поэтому закон интересен для тех объектов железнодорожного транспорта, которые теоретически впоследствии могли бы остаться в частной собственности.

– В какой-либо части поменяется такая распространённая форма ГЧП, как деятельность акционерных обществ, к примеру РЖД, с участием государства в их капитале? Сейчас она подчиняется ряду других нормативных актов.
– Акционерные общества с долей государства – это не совсем ГЧП в отечественной правоприменительной практике. В России под ГЧП понимаются только договорные формы сотрудничества государства и бизнеса, например концессии или соглашения о ГЧП. Поэтому создание и функционирование различных хозяйственных обществ с долей государства новым законом не регулируется. Однако в законе есть ограничения, связанные с участием совместных компаний на стороне частного партнёра в соглашениях о ГЧП. Если доля государства – косвенная или прямая – в АО будет более 50%, то такие юридические лица выступать на стороне частного партнёра уже не могут. Это сделано специально, чтобы у нас не было так называемого государственно-государственного партнёрства.

– Как по новым правилам учитываются вопросы конкуренции при заключении соглашений о ГЧП?
– Предусмотрена конкурсная процедура по аналогии с концессионным законодательством. То есть подразумевается открытый тендер, соответственно принцип конкуренции соблюдается.

– При проведении конкурсов предусмотрена возможность объединить объекты в один проект, чтобы удешевить его стоимость?
– На мой взгляд, не всегда объединение объектов даёт синергетический эффект в виде экономии. Тем не менее в законе такой вариант предусмотрен. Однако есть ограничение. Некоторые виды объектов не могут быть составной частью соглашения о ГЧП, в частности водоснабжение и водоотведение, а также теплоснабжение. В отношении них можно заключать только концессионные соглашения и по каждому виду отдельно.

– Придётся ли менять законы о ГЧП, ранее принятые на уровне регионов?
– Безусловно, придётся, потому что закон довольно детально урегулировал на федеральном уровне большую часть правоотношений: конкурсную процедуру, оценку эффективности, обязательные условия, которые должно включать соглашение. И, на мой взгляд, манёвра или правовой ниши для дополнительного регулирования отдельных моментов на региональном уровне практически не осталось.
В обязательном порядке все регионы должны будут привести своё законодательство о ГЧП в соответствие с федеральным до 1 июля 2016 года. Скорее всего, большинство законов будет отменяться либо носить формальный характер.

Беседовала
Елена Кудрявцева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31