13 мая 2021 19:03

Технологии роста

Основная задача – предоставить клиенту выгодную схему доставки грузов и по цене, и по срокам

В условиях замедления темпов экономического роста Свердловская магистраль решает задачи оптимизации расходов и привлечения дополнительных объёмов перевозок.
Алексей Миронов, начальник Свердловской дороги
– Алексей Юрьевич, несмотря на общий спад в экономике, перевозки на дороге растут. Получится ли сохранить эту тенденцию?
– Положительная динамика сохраняется. Погрузка в первом полугодии составила 67,1 млн тонн, что на 0,9% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Наибольший рост – по нефти и нефтепродуктам: плюс 2,9 млн тонн. Самый большой минус продемонстрировали строительные грузы: снижение – 2,5 млн тонн.
Спад обусловлен частичным сокращением или замораживанием инфраструктурных объектов в автодорожной, строительной и нефтегазодобывающей отраслях. Из-за перехода Богословской ТЭЦ на газ прекращены добыча и сбыт каменного угля на разрезе «Волчанском» – с начала года дорога потеряла 315 тыс. тонн грузов.
Что касается перспектив погрузки, то в точках роста промышленного производства развиваются станции примыкания, в том числе с участием заинтересованных грузовладельцев. Завершена реконструкция станций Ноябрьск-2 (совместно с «СИБУР-Трансом»), Тюмень-Северная (с Антипинским НПЗ), ведутся работы по развитию станций Тобольск (с «Тобольск-Нефтехимом»), Коротчаево (с «Роспан интернешнл»). После разработки проектной документации будут заключены договоры с особой экономической зоной «Титановая долина» по развитию станции Верхняя Салда, с Нижнесергинским метизно-металлургическим заводом – по станции Ревда, с «Еврохимом» – по станции Березники-сортировочные.
Подтверждаются прогнозы роста погрузки в Березниковско-Соликамском регионе. Предъявление грузов к 2020 году увеличится здесь в 1,5 раза, до 32,5 млн тонн, к 2030-му – в 1,7 раза, до 39 млн. Это потребует развития станций примыкания – совместно с Усольским калийным комбинатом, «Уралкалием», Верхнекамской калийной компанией, «Уралхимом», а также одновременного усиления пропускной способности направления Соликамск – Пермь.
В условиях замедления темпов роста экономики и соответствующего ограничения грузовой базы перед нами стоит задача оптимизации расходов, повышения доходности, в том числе и за счёт привлечения дополнительных объёмов перевозок.

– Как этого можно добиться?
– Наш приоритет – удовлетворение требований клиентов. Грузоотправителям нужны простота взаимодействия с РЖД с точки зрения подачи заявок и оформления заказов, возможность получения информации о местонахождении грузов в режиме онлайн, доставка строго по расписанию.
Клиентоориентированность – это также предложение специальных тарифных условий, если речь идёт об открытии новых предприятий, которые создают дополнительную грузовую базу и высокодоходные грузы. Основная задача – предоставление выгодной для клиента схемы доставки грузов не только по цене, но и по срокам. Свердловский ТЦФТО решает эти задачи, в том числе за счёт предоставления вагонов по агентской схеме: в первом полугодии погружено 4,2 тыс. единиц.
Оказываются услуги по принципу «одного окна». ТЦФТО становится интегратором перевозки на всём пути следования груза и диспетчером на всех участках логистической цепочки. За полгода объём привлечённого груза составил 250 тыс. тонн.
Дорога также ведёт работу по переключению грузов с автотранспорта. На основе анализа грузопотоков совместно с органами власти регионов, муниципальных образований и ГИБДД разрабатываются транспортные схемы, представляющие интерес для клиентов. А чтобы железнодорожные перевозки стали доступнее, используются возможности тарифного коридора. В первом полугодии в границах дороги с автотранспорта было переключено 1,48 млн тонн грузов. В планах на этот год – привлечь с автотранспорта на 25% больше грузов по сравнению с 2014-м. И речь здесь идёт не только об интересах бизнеса, но и о сохранении покрытия автодорог, которые строятся и ремонтируются за счёт налогоплательщиков.

– Применяются ли новые технологии управления движением в системе грузоперевозок?
– Да. Например, пропуск поездов по твёрдым «ниткам» графика и формирование тяжеловесных поездов. Если от перехода на перевозку по графику грузоотправитель почувствует эффект сразу, то второй инструмент – развитие тяжеловесного движения – улучшит показатели работы дороги в перспективе, увеличив маршрутную скорость грузовых поездов.
В первом полугодии по твёрдым «ниткам» проследовало 2646 поездов – на 53,6% больше, чем годом ранее. Перевезено 7,1 млн тонн грузов – рост на 59,2%. Графиковая перевозка грузов «ЕвразГруп», «Уралкалия», «Сибур холдинга», «Мечела», Березниковского содового завода осуществляется на постоянной основе по 18 направлениям.
Внедрение этой услуги не только повышает экономическую эффективность предприятий, но и высвобождает мощности инфраструктуры. Так, количество задействованного на этих направлениях подвижного состава уменьшилось на 31,2%.
С августа прошлого года на договорной основе осуществляются международные перевозки минеральных удобрений по расписанию из Соликамска и Березников в Забайкальск и далее – в КНР. В этом году отправлено 52 таких поезда. Удалось сократить срок доставки продукции по сравнению с расчётным в два раза. Кроме того, в феврале возобновились перевозки удобрений на экспорт в направлении Автово со станций Березники-сортировочные и Соликамск. Отправлено 213 поездов.
Внедрение института персональных менеджеров и формирование программы лояльности для клиентов позволили увеличить объём перевозок продукции «Уралкалия» по специализированному расписанию в этом году в 2,5 раза. В перспективе планируется построить единый технологический цикл перевозок удобрений с переключением всего объёма продукции на графиковое движение, включая возврат порожних составов после выгрузки. По предварительным расчётам, сроки доставки продукции «Уралкалия» сократятся на 30%.
В строительном сегменте были успешно организованы сезонные перевозки щебня по расписанию и возврат порожних вагонов на станцию погрузки на участке Ивдель-1 – Приобье – Ивдель-1. Всего здесь проследовало 85 маршрутных поездов, в том числе 43 – с порожними вагонами.
Услуга ускоренной графиковой доставки продукции вызывает всё больший интерес у предприятий ТЭК. Так, ТЦФТО ведёт переговоры с Антипинским НПЗ.
Кроме того, дорога развивает технологию движения контейнерных поездов с согласованным временем отправления и прибытия. По договору с «ТрансКонтейнером», заключённому в апреле, уже отправлено восемь поездов в сообщении Блочная – Автово.

– Эксплуатационную обстановку осложняет дисбаланс между количеством подвижного состава и объёмом предъявляемых к перевозке грузов. Какие меры применяются для оптимизации логистики и снижения нагрузки на инфраструктуру?
– Генеральной схемой развития Екатеринбургского узла определена задача по снижению загрузки станции Екатеринбург-сортировочный. Оптимальным решением этого вопроса стало использование пропускных способностей южного обхода, участок Решёты – Седельниково – Арамиль, для пропуска транзитных поездов. Развитие станции Седельниково обусловлено ростом объёмов транзитного вагонопотока на направлении Кузбасс – Северо-Запад, в том числе организацией пропуска поездов весом 9000 тонн.
Для равномерной загрузки направлений Екатеринбург – Чепца, Екатеринбург – Дружинино и стабильной работы стыков Дружинино и Чепца выстроена система распределения потоков. Через станцию Седельниково идут восьми- и девятитысячники и транзитные поезда массой до 6300, а через станцию Екатеринбург-сортировочный – разборочный поток. Благодаря этому планирование подвязки локомотивов и бригад стало более качественным. С конца прошлого года сокращено время задержек поездов в пути следования, возросла участковая и маршрутная скорости, уменьшилась транзитная нагрузка на станцию Екатеринбург-сортировочный, сокращены количество отцепок групп вагонов и простой транзитного вагона без переработки на сортировочных станциях Каменск-Уральский, Екатеринбург-сортировочный и Войновка.
Акценты также сделаны на развитие движения поездов повышенного веса и длины, вождение поездов с повышенной скоростью по расписанию, увеличение маршрутизации.
Благодаря организации адресной работы с грузоотправителями и операторами подвижного состава оптимизированы логистические схемы перевозок. Несмотря на профицит подвижного состава и скопление невостребованных порожних вагонов, надёжность доставки грузов в текущем году выросла до 99,2%. Это на 10% выше аналогичного прошлогоднего показателя.
С ноября 2014 года на Западно-Сибирской, Свердловской и Южно-Уральской дорогах внедрена технология вождения поездов унифицированного веса. Она позволяет снизить нагрузку на решающие сортировочные станции, ускорить продвижение вагонопотока, сократить непроизводительные эксплуатационные расходы, улучшить качественные показатели использования локомотивов и бригад.

– Количество девятитысячников в первом полугодии увеличилось на 68%. Что это дало? Каковы планы дальнейшего развития?
– Всего с начала года по магистрали проследовало 2165 поездов весом 8000, 9000 тонн, что на 30% больше, чем годом ранее. Из них 1049 имели вес 9000 тонн. Вождение семитысячников на дороге признано нецелесообразным, поэтому их число планомерно снижается. Поступление на дорогу транзитных поездов весом 7000 тонн уменьшилось в восемь раз. Количество отцепок групп вагонов для снижения веса поезда сократилось в 12 раз, а время сверхнормативного простоя – в 10. Ранее в год приходилось производить более 3 тыс. отцепок групп вагонов от транзитных поездов с промежуточным весом, что приводило к сверхнормативным простоям подвижного состава на станциях отцепки, увеличению количества операций переработки отцепленных вагонов в пути следования.
Благодаря вождению тяжеловесов средний вес поезда только за шесть месяцев увеличился на 79 тонн. Кроме того, выросла производительность тяги, для выполнения других задач высвободилось 1787 локомотивов и 1756 бригад.
Новым этапом в развитии тяжеловесного движения стала организация вождения девятитысячников на направлении Называевская – Балезино. Прежде здесь пропускали поезда весом не более 8000 тонн, а с апреля по июнь 2015-го проведено уже 79 девятитысячников, для которых в графике движения специально выделено две «нитки». В перспективе на весовую норму 9000 тонн планируется перевести все угольные маршруты, следующие на направлении Кузбасс – Северо-Запад.
Значительную роль в развитии тяжеловесного движения на СвЖД сыграло появление новых моделей локомотивов, в частности магистральных электровозов с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 и 3ЭС10, которые способны водить поезда весом примерно на 40–50% больше, чем электровозы ВЛ11. Поскольку магистраль пересекает Уральский хребет, прежде для пропуска транзитных поездов на участках со сложным горным профилем от составов весом свыше 6300 тонн, поступающих с дорог Востока, приходилось отцеплять группы «лишних» по весу вагонов.

– Инфраструктура дороги нередко попадает в поле критики, явно назрела необходимость наращивания пропускных способностей. Как реализуется инвестиционная программа, цель которой – гарантировать пропуск транзитного вагонопотока и транспортировку продукции предприятий региона?
– В 2015 году, несмотря на дефицит ресурсов вследствие сокращения доходов компании из-за снижения грузовой базы, инвестпрограмма составит 23,2 млрд руб. (в 2014 году – 26,9 млрд). Это позволит не допустить появления новых «узких мест» на инфраструктурной карте. Значительная часть средств будет направлена на устранение инфраструктурных ограничений для пропуска существующего и перспективного грузопотока нефтехимических грузов с севера Уральского федерального округа.
Ведётся строительство третьего главного пути на участке Косулино – Баженово (его ввод в эксплуатацию увеличит пропускную способность со 154 пар поездов параллельного графика в сутки до 189). Развивается участок Тобольск – Сургут: в 2015 году запланировано строительство (ввод) 30,1 км вторых путей на трёх перегонах: Нелым – Вах, Вах – Ершовка – Манчем. Также планируется ввести в эксплуатацию три разъезда на перегонах Ульт-Ягун – Ингу-Ягун, Покачевский – Камеральный, Кумали – Ортъягун. Проводится реконструкция станций Тобольск и Демьянка.
Развёрнута работа по увеличению пропускной и перерабатывающей способности станции Екатеринбург-сортировочный.
Для организации тяжеловесного движения и пропуска поездов массой 9000 тонн по Транссибу проектируется реконструкция станций Войновка, Шаля, Кунгур, Пермь-сортировочная, Верещагино. Для ликвидации барьерных мест в системе тягового электроснабжения на участке Екатеринбург – Чепца предусмотрено строительство тяговых подстанций Субботники и Шумково.

Беседовала
Евгения Мусихина


Полный текст интервью – на сайте gudok.ru
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31