26 октября 2020 19:43

Поиск оптимума

Ведомства разошлись в оценках платы за проезд тяжёлых грузовиков

На правительственном совещании представлены возможные варианты системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн.
«Минэкономразвития России предложило рассмотреть вариант дифференцированного подхода к тарифу за проезд – растянуть его по времени – стартовать с величины в 1 руб. (за км. – Ред.) и постепенно увеличивать. Министерство транспорта РФ и Росавтодор представили компромиссный вариант, учитывающий позицию перевозчиков, согласно которому предполагается применять соответствующие коэффициенты при расчёте тарифа. А именно 0,82% от предусмотренного ранее тарифа за километр пробега (3,73 руб.), приводящего к тарифу величиной в 3,09 руб. Правительство продолжает анализировать представленные доводы участников совещания», – сообщила пресс-служба Росавтодора.

В Минтрансе на условиях анонимности добавили, что тариф 3,73 руб. за километр рассчитан исходя из намерения получить 50 млрд руб. в год за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам.

Согласно официальным данным, доля 12-тонников в общем транспортном потоке составляет порядка 17%, но 56% ущерба, наносимого автодорогам транспортом, ложится именно на них. Иными словами, один 12-тонник наносит столько же ущерба дорожному полотну, сколько 50 тысяч легковых автомобилей. Если выделить эту долю из общего ущерба в рублёвом выражении, она составляет 3,50 руб. Данная цифра предусмотрена в первоначальной редакции постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 года. Тариф рассчитан исходя из компенсации стоимости воздействия, наносимого 12-тонниками федеральным автомобильным дорогам, и затрат на эксплуатацию самой системы за вычетом предполагаемой величины акцизов с данного транспорта.

Предварительные расчёты, по данным Минтранса, показали, что ожидаемый прирост инфляции в результате введения платы в размере 3,5 руб. составит лишь 0,36% (до 0,5%) и скажется в основном в первый год с момента введения системы взимания платы.

В основном грузовые автомобили массой свыше 12 тонн используются для перевозок грузов сырьевой направленности. Доля продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, перевозимых такими автомобилями, минимальна – только 3,8% от общего количества перевозок. Кроме того, основная доля перевозок продовольственных товаров осуществляется по дорогам регионального значения и приходится на менее габаритные транспортные средства. Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимых негативных последствий от внедрения системы.

Взимаемая с большегрузов плата подлежит направлению в ассигнования федерального дорожного фонда и может использоваться в качестве дополнительного источника финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог.

При этом в пресс-службе Росавтодора заметили, что для окупаемости системы тариф должен быть не ниже 1 рубля. Это только себестоимость, которая позволит инвестору компенсировать те затраты, которые он понесёт в течение года на создание и обслуживание системы. Однако нигде в мире не устанавливают тариф за пользование инфраструктурой таким, чтобы он только покрывал затраты на создание системы, обслуживающей сборы. Плата по определению должна служить основой развития дорожной сети и обеспечивать её нормативное содержание. Но есть и альтернативный путь компенсации ущерба большегрузов: граждане страны платят налоги в бюджет, из которого финансируется не только строительство автодорог, но и покрываются эксплуатационные затраты. Если в случае с введением платы с 12-тонников перевозчик вынужден выбирать, насколько ему необходим автомобиль большой грузоподъёмности и как добиться его эффективного использования, то во втором случае он не отвечает своим рублём за свои решения и действия, а перекладывает свою ответственность на всё общество.

«Вопрос острой необходимости финансирования развития автодорожной сети может быть временно снят с приоритета. Поэтому министерство считает тариф в размере 3,09 руб. сильно завышенным, особенно в условиях сложной экономической ситуации. В июне от Минэкономразвития поступало предложение об установлении тарифа в размере 0,64 руб. (расчёт основывался на том, что 0,64 – это та сумма, которая отчисляется концессионеру), но предложенный тариф нами пересмотрен, и сейчас министерство считает более оптимальным тариф в размере 1 руб. (дополнительные 0,30 руб. планируется направлять на ремонт дорог). Данная планка минимальна, но она позволит в период её действия произвести детальные расчёты и более точно определить сумму, оптимальную и для бизнеса, и для государства»,– рассказала пресс-секретарь министра экономического развития Елена Лашкина.

«Для автоперевозчиков любой размер тарифа за проезд по федеральным дорогам является большим,– говорит вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. – Они не располагают сейчас средствами для его оплаты. Деньги на оплату тарифа будут ими браться с грузоотправителя в рамках договора грузоперевозки, у которого также нет сейчас средств на оплату тарифов. Поэтому сейчас союз поддерживает размер тарифа, предложенный Минэкономразвития, и предлагает опробовать его в течение года, после чего пересмотреть методику его расчёта при помощи независимых экспертов и принять окончательное решение об установлении тарифа. Отмечу, в перспективе автоперевозчики готовы платить согласно установленному тарифу, но только за проезд по тем федеральным дорогам, которые находятся в нормативом состоянии. И в том случае, если государство наладит контроль за движением тяжеловесных транспортных средств. Но лично я придерживаюсь того мнения, что как возмещение ущерба деньги должны поступать от сбора акцизов за топливо».

«Несмотря на заверения Минтранса и Росавтодора, введение тарифа на уровне 3,09 руб./км окажет существенное влияние на стоимость грузоперевозок. Что в свою очередь приведёт к дополнительному росту цен на фоне рекордных показателей инфляции»,– прокомментировал аналитик агентства «АВТОСТАТ» Алексей Муханов.

По его словам, предлагаемый Минтрансом тариф рассчитывался из среднегодового пробега грузового автомобиля в 8,5 тыс. км, что совершенно не соответствует реальной картине. В этом случае предложение Минэкономразвития выглядит предпочтительнее, схожую позицию занимают представители транспортного бизнеса. Решение по окончательному утверждению тарифа будет лежать скорее в политической плоскости. Вероятно, будет найдено компромиссное решение, по которому тариф установят на приемлемом для всех участников процесса уровне с его последующим повышением, после того как система заработает на полную мощность.

Влада Верёвкина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31