23 октября 2020 02:45

Возводят в закон

ВСМ получат специальное правовое регулирование

Минэкономразвития опубликовало проект пакета поправок в законодательство, регулирующих высокоскоростное сообщение.
Проект федерального закона и постановление правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта» дают определение этому типу сообщения, облегчают изъятие земель и строительство соответствующих объектов.

В закон «О железнодорожном транспорте РФ» предлагается внести определение высокоскоростного сообщения, его подвижного состава и инфраструктуры. Определено, что под этим следует понимать сообщение, которое производится на скоростях свыше 200 км/ч. Это определение основано на трёх регламентах по безопасности ВСМ, принятых комиссией Таможенного союза в 2011 году.

Определённые изменения вносятся в Градостроительный и Земельный кодексы, а также в Гражданский процессуальный кодекс.

Как говорится в пояснительной записке Минэкономразвития, до настоящего времени выполнение работ по подготовке территории строительства объектов ВСМ не могло являться отдельным этапом строительства. А это, в свою очередь, особенно важно при реализации крупных, капиталоёмких, технически и технологически сложных, протяжённых инфраструктурных проектов, в том числе реализуемых в зонах крупных городов. Там необходимо выносить сложные инженерные коммуникации и изымать земли у большого количества собственников. Поэтому по отношению к ВСМ предлагается ввести понятие «этап строительства», под которым и понимается процесс подготовки земли.
«Выделение в отдельный этап строительства комплекса работ по подготовке территории позволит осуществлять подготовку проектной документации только на выполнение указанного комплекса работ и, соответственно, позволит полностью подготовить территорию для производства работ по строительству объектов ВСМ, освободив её от всех обременений», – говорится в пояснительной записке.

Таким образом, та подрядная организация, которая будет выбрана по конкурсу для строительства инфраструктуры ВСМ, сможет сразу начинать работы, не занимаясь предварительно переносом коммуникаций, рубкой насаждений и другими подготовительными мероприятиями.

Есть и ещё ряд очень важных изменений. Так, до 31 декабря 2028 года для получения разрешения на строительство ВСМ позволено предоставлять сразу не все правоустанавливающие документы на земельные участки, по которым пройдёт трасса. Правительство наделяется правом устанавливать специальные технические условия на присоединение к электрическим и другим инженерным коммуникациям, необходимым для ведения строительства, определять плату за подключение.

В Земельном кодексе определены сроки, которые необходимы для подачи документов по изъятию земель для строительства ВСМ, а также на различные судебные процедуры. Установлено, что решение суда по изъятию земель, снесению расположенных на них объектов и незаконных построек исполняется немедленно. Все судебные процедуры, связанные с обжалованием решений, регулируются Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами.

То есть прекращение прав собственности на изъятое имущество у собственника наступает уже после решения суда первой инстанции, но при этом споры о компенсации могут быть выделены в отдельное производство, несмотря на отмену прав у правообладателя.
«Подобная юридическая конструкция не нарушает прав и законных интересов граждан, позволяет существенно сократить сроки реализации проекта и, как следствие, ведёт к уменьшению затрат», – указывается в пояснительной записке.

Как отмечают в ОАО «Скоростные магистрали», важным условием реализации таких масштабных инфраструктурных проектов, имеющих социальную и экономическую значимость для государства, является государственная поддержка в форме специального правового регулирования. Так, специальное нормативное регулирование было принято для реализации таких проектов, как Сочи-2014, форум АТЭС, чемпионат мира по футболу 2018 года.
«Этот проект федерального закона направлен на решение комплекса проблем в сфере архитектурно-градостроительных и земельно-имущественных правоотношений, – говорит заместитель генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Алексей Каменобродский. – Это касается установления особенностей получения разрешения на строительство, выполнение подготовительных работ, предоставление технических условий, выделение в самостоятельный этап комплекса работ по подготовке территории строительства, что направлено на снижение рисков и повышение инвестиционной привлекательности проектов ВСМ, повышение возможности управления временем проекта и сокращение продолжительности инвестиционных и строительных циклов». «Тем не менее, возможно, вновь встанут какие-то вопросы и с изъятием земли, как это было с олимпийскими объектами в Сочи и в Новой Москве, потребуются какие-то новые конструктивные решения, в которых устанавливался бы баланс между интересами собственника земли и строителей, – пояснил «Гудку» председатель комитета Государственной думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. – Проблемы здесь решаются, регионы, по которым пройдёт магистраль, занимают очень активную позицию. И мы готовы рассматривать их в оперативном порядке, понимая, что вопросы развития трансъевразийского коридора и ВСМ очень важны для страны».

Минэкономразвития предполагает, что пакет поправок в законодательство может быть принят ещё до конца этого года.

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31