26 октября 2020 18:58

Опоздавших заносят в «чёрный» список

Федеральные транспортные агентства задолжали государству

Счётная палата РФ (СП) обнародовала результаты проверок хозяйственной деятельности бюджетных организаций за 2014 год. Основные выводы неутешительны. Внутренняя задолженность перед государством растёт почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб.
Рост «дебиторки» ничем особенным должникам не грозит
По размерам дебиторской задолженности перед госбюджетом в первую тройку вошли Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб.), Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.) и Росавтодор, у которого 46 незавершённых строительных объектов на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее. А по 66 объектам ввод в эксплуатацию сдвигался от одного до семи лет.

По данным СП, одной из причин увеличения дебиторской задолженности является отсутствие контроля со стороны Министерства транспорта РФ, которое курирует агентства, за своевременным получением документов Главгосэкспертизы по ряду объектов и заключением госконтрактов.
«Так, проектно-сметная документация по инвестиционному проекту «Развитие транспортного узла Восточный – Находка и заключение Главгосэкспертизы получены на один год позже установленного государственным контрактом срока. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении инвестиционного проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», – прокомментировали «Гудку» в пресс-службе СП. В результате авансы на реализацию госконтрактов по указанным проектам были перечислены подрядным организациям в декабре 2014 года на общую сумму 5,6 млрд руб., когда финансовый период уже заканчивался.

Схожая ситуация и в Росморречфлоте, где задолженность возросла из-за бумажной волокиты: подведомственные агентству организации несвоевременно заключали госконтракты. В частности, на строительство основных объектов морского порта Сабетта в составе юго-восточного ледозащитного сооружения, а также многофункционального буксира-спасателя мощностью до 3 МВт на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Оба – в ноябре 2014 года, то есть когда фронт работ уже пора было сворачивать. В результате за прошлый год рост объёмов незавершённого строительства составил 20%.

В отношении Росжелдора в СП пояснили, что большая часть их дебиторской задолженности – это неиспользованная субсидия в сумме 30 млрд руб., предоставленная по договору ОАО «РЖД» на капитальный ремонт инфраструктуры. Смягчающим обстоятельством является срок выполнения работ – 2015 год. Таким образом, железнодорожники автоматом попали в список, когда деньги проплачены, а работу только предстоит сделать.

В Росавтодоре нашли аргументы по всем претензиям СП. По словам руководителя агентства Романа Старовойта, 66 объектов, которые фигурируют в документах проверки, были введены в эксплуатацию до начала 2015 года, но остались на балансе «незавершённого» строительства из-за того, что не была завершена регистрация. В настоящий момент 21 из них уже юридическую процедуру прошёл, по остальным она ведётся. При этом дополнительных затрат из федерального бюджета для этого не потребуется.

Кроме того, порядка 95% стоимости «незавершёнки» – это объекты, которые ещё находятся в работе или проходят регистрацию, так как средний период строительства для категории дорог федерального значения составляет 3–4 года. Соответственно к «незавершённому» строительству относятся в том числе накопленные за эти годы затраты на объекты, строящиеся по графику.

Как пояснили «Гудку» в Росморречфлоте, основная доля задолженности состоит из авансов, выданных в рамках госконтрактов. Причиной роста стало изменение законодательства. «По новым требованиям в 2014 году суммы по ранее выданным авансам со статьи «Финансовые вложения» были перенесены на статью «Дебиторская задолженность». Кроме того, в прошлом году не начиналась реализация столь крупных проектов, предусматривающих выдачу авансов в размере 20 млрд руб.», – уточнили в агентстве.

В настоящее время Росморречфлот выступает госзаказчиком по ранее начатым проектам строительства объектов морских портов, в том числе Санкт-Петербург и Сабетта, дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт и 25 МВт и других приоритетных проектов. Большинство из них – долгосрочные, и авансы по ним были выданы в период с 2011 по 2013 год.

Таким образом, дебиторская задолженность Росморречфлота за 2014 год фактически сократилась с 29,1 до 25,6 млрд руб., а по состоянию на 1 июля 2015 года, по предварительным данным, составила 24 млрд руб. в связи с завершением работ по объектам на внутренних водных путях РФ.

Всем должникам перед государством Счётная палата рекомендует повысить качество финансового менеджмента. Речь идёт о том, чтобы равномерно расходовать бюджетные средства в течение всего финансового года. Сейчас, как видно из материалов проверки, некоторые дорогостоящие контракты заключаются в его финале, вероятно, с целью продемонстрировать освоение бюджетных средств. При этом рост «дебиторки» ничем особенным должникам не грозит. Максимум – это возврат целевых взносов в бюджет, если не будут достигнуты показатели эффективности реализации инвестиционных проектов. Но это пока лишь предложение Минфина. «Также необходимо усилить контроль за выполнением обязательств по государственным контрактам контрагентами», – настаивают в СП.

Свои варианты решения проблемы предлагают и сторонние эксперты. По мнению преподавателя Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС доцента, к.э.н. Ильи Покаместова, в росте дебиторской задолженности на самом деле ничего страшного нет. Потому что она рождается из коммерческого кредита, то есть предоставления поставщиком рассрочки платежа своему покупателю. Это одна из форм работы хозяйствующих субъектов, она имеет право на жизнь и, более того, помогает более активно реализовывать свои услуги на конкурентных рынках.
«Но, конечно, нужно обращать внимание на просроченную дебиторскую задолженность и какова её доля в объёме финансирования. Это ещё связано и с тем, как обстоят дела в экономике: если у покупателя услуг есть «живые» деньги, то он ими расплачивается, в противном случае просит отсрочку платежа, что логично. Главное, чтобы он её по срокам выдерживал», – пояснил он.

Ещё один важный момент – чтобы дебиторская задолженность не превращалась в просроченную. Для этого необходимо улучшить качество финансового менеджмента не только в федеральных агентствах, но и в самом государстве. Дебиторской задолженностью нужно управлять регулярно, грамотно и эффективно. Но у наших российских компаний это пока не очень получается, отметил Илья Покаместов.

Однако экспертное сообщество предлагает и более кардинальные меры. Дебиторские долги перед госбюджетом будут и дальше расти, уверен старший научный сотрудник научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков. «Совершенно согласен, что ситуация безобразная. Но не безвыходная. Суть в том, что бюджету не платят организации, учредителями которых является, по сути, исполнительная власть. Разумеется, систему авансирования пора менять. Только при этом нужно понимать, что за каждым из федеральных агентств стоят весьма влиятельные люди», – подчеркнул он. Чтобы в корне решить проблему, уверен Сергей Жаворонков, у государства должна быть готовность нарушить их интересы, сменив руководителей этих организаций.

Елена Кудрявцева


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31