18 января 2021 20:44

Кадровая работа в компании доведена до автоматизма

В 2015 году Единая корпоративная автоматизированная система управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР) охватила весь периметр компании. Последней к ней подключилась Дирекция скоростного сообщения.
Когда система только создавалась, никто и подумать не мог, что она в итоге станет столь многофункциональной. Изначально предполагалось, что ЕКАСУТР поможет при ведении штатного расписания, делопроизводства, учёта рабочего времени и расчёта повременной зарплаты. Но аппетит приходит во время еды...

Разработка ЕКАСУТР началась в 2003 году с создания её первого прототипа. К работе привлекли специалистов, имевших опыт автоматизации в других направлениях деятельности компании. На первом этапе системе отводилась роль по учёту персонала, для чего в ЕКАСУТР вносили данные на всех работников, одновременно привязывая их к штатному расписанию. Также в системе были реализованы функции аналитической отчётности для эффективного управления персоналом.
«Уже в 2006 году мы фактически приступили к автоматизированному управлению кадрами, а к концу 2007-го создали крупную функциональную систему, включающую кадры всех дорог и центрального аппарата», – рассказала Тамара Брискина, бывшая в 2003–2007 годах заместителем начальника департамента кадров компании.

Автоматизация совпала с началом реформ, что создало дополнительную нагрузку на разработчиков ЕКАСУТР. Они не только оперативно реагировали на все изменения, но и отчасти сами влияли на них, совершенствуя вместе с системой и процесс управления компанией.

На работников информационно-вычислительных центров ОАО «РЖД» легла основная нагрузка по обучению пользователей, внедрению ЕКАСУТР на предприятиях и помощи в переносе и выверке данных из ранее существующих систем. «В тот период был разработан типовой план ввода системы в эксплуатацию на линейных предприятиях, что позволило организовать ритмичный процесс внедрения», – добавляет Вадим Москаленко, занимавший до недавнего времени должность заместителя начальника департамента информатизации.

В 2008 году ЕКАСУТР вводится в промышленную эксплуатацию на всей сети дорог. С каждым последующим годом функционал системы наращивался. Так, три года назад был внедрён расчёт сдельной оплаты труда, а позднее – расчёт зарплаты работникам локомотивных и поездных бригад.
«Оплату труда по эксплуатационным маршрутам внедряли очень долго, слишком много нюансов нужно было учесть, – рассказал первый заместитель начальника департамента по организации, оплате и мотивации труда Андрей Тихомиров. – К примеру, «Сапсан» и «Ласточка» бегают внутри страны, а поезд «Аллегро» ходит за границу. По нашей системе оплаты труда при выезде за пределы страны предусмотрена доплата, при этом до границы начальник поезда выполняет свою функцию, а после границы становится помощником, а позицию начальника занимает представитель другой страны. Реализация функции расчёта зарплаты локомотивных и поездных бригад была самой трудной задачей, но ошибиться здесь мы не имели морального права».

В 2009 году началась разработка подсистемы сводной аналитической отчётности по фонду оплаты труда ЕКАСУТР (АФОТ). С 2014 года она успешно рассчитывает фонд заработной платы, расходы на оплату труда как по каждому филиалу, так и по компании в целом. Также подсистема помогает анализировать структуру фонда оплаты труда, среднюю заработную плату по подразделениям, категориям персонала, основным производственным группам.

С вводом в эксплуатацию АФОТ за счёт исключения влияния человеческого фактора в разы повысилась достоверность отчётных данных, снизились объёмы отчётности на бумажном носителе, а также трудозатраты на сбор и анализ справочных данных по оплате и мотивации персонала.
«Получаемая аналитика, в свою очередь, помогает аппарату управления принимать решения в сфере оплаты труда. К примеру, если средняя зарплата по региону выше, чем та, что получают здесь же работники компании, растёт текучесть кадров выше заданного норматива, аппаратом филиала должны приниматься меры по восстановлению конкурентоспособности зарплаты», – отметил Андрей Тихомиров.

Показывает система и непроизводительные потери, чем и сколько времени человек был занят, насколько его зарплата соответствует его трудозатратам. «Из последних нововведений – расчёт премии диспетчерам за снижение непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад, – говорит руководитель департамента систем управления персоналом Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем Мария Пименова. – Система делит часы непроизводительных потерь из маршрута машиниста по диспетчерским участкам и определяет, какой диспетчер повлиял на работу той или иной локомотивной бригады. Так можно оценить вклад каждого работника в общее дело».

По заказу департамента социального развития началась работа по автоматизации процесса предоставления льгот и гарантий.
«Процесс получения – длинная цепь из посещений работником кадровой службы, отдела бесплатных перевозок и кассы вокзала. А мы планируем сделать так, чтобы работник мог оформить бесплатный проезд сразу в кассе или на сайте ОАО «РЖД». Это один из многих проектов, в которых ЕКАСУТР служит надёжным источником данных для других информационных систем ОАО «РЖД», – рассказывает главный специалист департамента информатизации Влада Иванова.

Ещё одной принципиально новой функцией стала оценка работников по системе единых корпоративных требований ОАО «РЖД» (ЕКТ). С начала года это работает для Дирекции тяги, заканчивается опытная эксплуатация в Центральной дирекции управления движением. В планах – охватить все филиалы и структурные подразделения компании.

В перспективе при наличии в ОАО «РЖД» корпоративных мобильных устройств регистрация рабочего времени, нарядов на сдельные работы или информирование работодателя о получении работником листа нетрудоспособности могли бы производиться с этих устройств и фиксироваться в ЕКАСУТР. С помощью системы можно наладить и информирование сотрудников о наступлении кадровых событий, требующих их участия. В будущем возможна проработка опции предоставления работникам удалённого доступа к результатам расчёта собственной заработной платы.

Системы, подобные ЕКАСУТР, – незаменимая вещь для транспортно-логистической компании с большим территориальным разбросом. За год в системе появляется порядка семи новых функциональностей, обеспечивающих большой спектр бизнес-процессов.

Сегодня ЕКАСУТР успешно работает не только в ОАО «РЖД», но и в дочерних предприятиях компании. Ежедневно её пользователями становятся 90 тыс. специалистов. При этом система может быть внедрена и тиражирована на любые предприятия транспорта.

Светлана Коваль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31