24 ноября 2020 17:33

Уровень контейнерной привлекательности регионов определит развитие терминально-логистической инфраструктуры

Для долгосрочного планирования и реализации системы железнодорожных контейнерных перевозок принят ряд документов. Например, концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в ОАО «РЖД» и создания терминально-логистических центров (ТЛЦ). В документах предложена классификация объектов контейнерной инфраструктуры по объёму перерабатываемых контейнеров и функциональным особенностям.
Олег Москвичев, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой, станции и узлы» СамГУПСа
В этих документах также определены первая и вторая очереди создания сети ТЛЦ, ядром которых являются контейнерные терминалы. Данные решения основывались на существующих объёмах перевозок и переработки контейнеров и прогнозах на основе данных предыдущих лет.

Сегодня из-за изменения структуры и объёмов производства в регионах, направлений грузопотоков ряд терминалов являются малодеятельными. Другие же не справляются с объёмами и требуют модернизации. В некоторых случаях на отдельных направлениях наблюдается отсутствие терминальной инфраструктуры на путях общего пользования. Основные факторы, которые необходимо учитывать при планировании размещения терминально-логистической инфраструктуры, – объёмы производства в регионах, резервы пропускной способности инфраструктуры на подходах к станциям примыкания, наличие автодорог, международных транспортных коридоров. Объединить все эти критерии может такой показатель, как уровень контейнерной привлекательности региона.

Перспективы же развития производства в регионе определяют степень его контейнеропригодности, отражающей экономическую целесообразность перевозки с использованием этого вида подвижного состава. Рассчитать степень контейнеропригодности позволяет транспортно-логистический критерий. Этот показатель связан с видом продукции и транспорта и маршрутом перевозки.

В институте разработали программный продукт, позволяющий рассчитывать объёмы в тоннах и в TEU контейнеропригодной продукции, производимой в регионах. Для предварительного расчёта мы взяли данные за 2014-й с сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы. Так, расчёт по Куйбышевской дороге показал, что более 4 млн тонн грузов в вагонах повагонной отправки могут быть перевезены в контейнерах. А это свыше 200 тыс. TEU. При этом перевозка будет технически возможна и экономически целесообразна. Пока определены лишь потенциальные объёмы контейнеропригодных грузов. Для дальнейшего определения сдерживающих процесс контейнеризации факторов будем более плотно работать с грузоотправителями Самарской области. Мы также провели встречи с руководством КбшЖД и ТЦФТО для определения возможностей по заключению договора на исследования по объёмам грузов, пригородных для перевозки в контейнерах и в привязке к конкретному клиенту.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31