08 июля 2020 15:58

Профицит вагонов сыграл в плюс

Фарид Хусаинов, зам. председателя НП ОЖдПС, к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ МИИТа

Весь минувший год грузовладельцы достаточно лояльно относились к железнодорожному транспорту. Немалую роль здесь сыграл приемлемый уровень цен. Но были и проблемы.

Оценки, выставленные грузоотправителями по критерию «соблюдение сроков доставки», достигли в декабре высокого для себя уровня. Несколько более сдержанная динамика по смежному параметру – «нормативные сроки по сравнению с желаемыми». Несмотря на это, для грузоотправителей вопрос сроков доставки продолжает оставаться в числе наиболее болезненных. Одна из причин состоит в том, что многие компании, которые сотрудничают с железными дорогами, в последнее время были вынуждены подписать договоры об увеличении нормативов. Нередко речь шла о достаточно чувствительных изменениях.

Следы этой проблемы, которая сейчас активно обсуждается участниками рынка, заметны и в высказываниях грузоотправителей, полученных в рамках реализации проекта «Индекс качества». В частности, это выражено в преобладании комментариев, которые содержат критические замечания по поводу нынешних нормативных сроков доставки.

Что же касается другого важного вопроса – уровня тарифов, – то в данном отношении в минувшем году ситуация для грузоотправителей обстояла гораздо лучше. Так, на протяжении фактически всего минувшего года опросы свидетельствовали о том, что грузоотправители в основном довольны уровнем цен. Это связано с тем, что, во-первых, на рынок позитивно повлияла «заморозка» тарифов РЖД в январе минувшего года. Во-вторых, положительно сказался на оценках грузовладельцев и тот факт, что ставки операторов также не росли. Они буквально «замерли» в 2014 году на уровне предыдущего.

Что касается декабря, то по итогам последнего месяца года удовлетворённость уровнем ставок на железнодорожную перевозку выросла в сравнении с ноябрем на два пункта, до 57 баллов. Помимо уже названных ранее причин, такая динамика была связана с тем, что предложение вагонов на рынке превышает величину спроса. Это подтверждают и признания самих грузовладельцев, которые констатируют, что могут получить необходимый им подвижной состав в любое время и в любом количестве.

Таким образом, выполнение одного из трёх положений программы структурной реформы – дерегулирование вагонной сферы – ликвидировало дефицит и создало здесь нормальный, классический «рынок покупателя». А именно это обычно является целью любой успешной реформы. Соответственно, данный опыт может быть полезен и в других областях.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28