07 декабря 2021 17:34

Учёные готовят новую классификацию транспортных узлов

Железнодорожные станции и узлы являются важнейшим звеном формирования и переработки поездопотоков.
Олег Числов, заведующий кафедрой «Станции и грузовая работа» РГУПСа, д.т.н.
Не случайно первый такой узел появился в России ещё в 1853 году, когда между станциями Петербург-Московский и Петербург-Варшавский построили соединительную ветвь.

Особое место в производственно-транспортной структуре нашей страны занимает Северо-Кавказский экономический регион, на территории которого сконцентрированы основные виды промышленности, многоотраслевое сельскохозяйственное производство и крупнейший курортно-рекреационный комплекс.

Благодаря расположению Северо-Кавказской магистрали между тремя морями (Чёрным, Азовским, Каспийским) через её железнодорожные узлы проходят важнейшие транспортные коридоры мультимодальных перевозок. Поэтому их развитию нужно уделять особое внимание.

Согласно теории железнодорожным узлом называется пункт пересечения или примыкания нескольких линий, объединяющих ряд связанных соединительными ходами станций и раздельных пунктов, работающих по единой технологии.

Отечественная транспортная наука классифицирует такие узлы по типу и объёму эксплуатационной работы, географическому расположению, численности населения, характеру производительных сил, схеме размещения основных устройств (геометрическому очертанию) и системе управления.

Однако в настоящее время в железнодорожные узлы подчас объединяют специализированные по характеру работы станции, не имеющие признаков целостной системы. Поэтому ослабевают технологические связи между отдельными узловыми станциями, нередко отмечается малоэффективная передача поездопотока. Кое-где отсутствуют обходы для пропуска транзитных и высокоскоростных пассажирских поездов.

А принятое деление узлов по геометрическому размещению станций не в полной мере отражает особенности технологии работы, в том числе не учитываются направления внутриузловых поездопотоков, соотношение грузовых и пассажирских перевозок, степень взаимодействия с другими видами транспорта и т.п.

Следует также отметить, что на современном этапе проектирования элементов транспортных систем всё ещё используются эмпирические подходы. Это объясняется дефицитом времени или экстремальными условиями решения задачи, социально-политической неопределённостью среды функционирования проектируемых узлов, отсутствием достоверных статистических данных и другими причинами.

Чтобы устранить эти недостатки, сотрудники кафедры «Станции и грузовая работа» Ростовского государственного университета путей сообщения в настоящее время разрабатывают новую, уточнённую методику классификации железнодорожных узлов.

На наш взгляд, перспективная классификационная система узлов может быть представлена в виде пяти классов. При этом должны учитываться многие показатели, в том числе перерабатывающая способность станций, их пропускная способность, протяжённость путей главного хода, количество развязок по направлениям и родам движения и т.д.

В результате суммирования всех параметров железнодорожные узлы можно будет отнести к тем или иным классам, что позволит полнее учитывать условия их работы при подготовке проектов развития транспортных систем и решении других задач оптимизации процесса перевозок.

Например, к первому классу будут относиться крупнейшие узлы сетевого значения, участвующие в международном транспортном процессе. А в пятый класс войдут узлы малодеятельных линий с распределительными станциями. Также благодаря новой классификации специалисты отрасли смогут точнее определять «узкие места» на сети железных дорог, сдерживающие поездопотоки.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31