27 июля 2021 01:55

Особое мнение

Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ

– Рассматривая тенденции развития пассажирских перевозок в городах и в пригородном сообщении, мы подробно обсуждаем финансовую сторону вопроса. Однако организационная сторона имеет не меньшее значение и во многом определяет первую. Выполненные нами исследования сегодняшнего состояния общественного транспорта позволяют сделать выводы о том, что эта система в большинстве регионов страны разбалансирована. Необходимо формировать рынок услуг в этой сфере с соблюдением следующих основных принципов. Во-первых, максимально задействовать для пассажирских перевозок уже имеющиеся в регионе транспортные системы, исключив мероприятия по их дорогостоящему и контрпродуктивному дублированию. Во-вторых, сформировать каркас сети регионального общественного транспорта с приоритетностью железнодорожных перевозок исходя из имеющихся у него объективных преимуществ перед другими перевозчиками, а это безопасность, экологичность, массовость. Необходимо синхронизировать все виды общественного транспорта по расписанию. Это позволит выявить дублирующие маршруты, снижающие экономическую эффективность конкурирующих между собой видов транспорта, и увеличить транспортную доступность для населения за счёт более эффективного формирования транспортного каркаса на территории региона. В-третьих, нужно реализовать мероприятия по повышению скоростей сообщения на магистральных маршрутах с одновременной организацией подвоза пассажиров на транспортно-пересадочные узлы. Кроме того, важно типологизировать маршрутную сеть с закреплением социальных маршрутов, обеспечивающих транспортную доступность для всех категорий населения, а также ввести минимальные транспортные стандарты обслуживания населения, обязательные для всех участников рынка.
Соблюдение этих принципов позволит экономить бюджетные средства как на строительство или реконструкцию новых транспортных систем, дублирующих уже имеющиеся, так и на компенсации выпадающих доходов компаний-перевозчиков. Введение скоростных магистральных маршрутов повысит скорость сообщения, увеличит агломерационные радиусы. Что, в свою очередь, как показывает практика, приводит к экономическому росту в регионе.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31