31 июля 2021 12:02

Считаем на перспективу

По заданию правительственной комиссии по транспорту ОАО «РЖД» проводит расчёты по второму этапу модернизации Восточного полигона.
Согласно паспорту проекта модернизации БАМа и Транссиба, который планируется к подписанию в ближайшее время, к 2018 году пропускная способность магистралей на Дальнем Востоке и в Сибири должна вырасти на 55–66 млн тонн, причём весь этот объём будет генерироваться преимущественно на востоке страны. Однако изначально, во время подготовки проекта, с грузоотправителей заявок было собрано практически на 100 млн тонн. Особенно заинтересованы в реализации второго этапа развития Восточного полигона угольщики Кузбасса: это позволит им вывозить в дальневосточные порты дополнительно до 39 млн тонн угля в год. Поэтому правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича дала поручение РЖД просчитать возможность реализации второго этапа модернизации.

Как сообщил «Гудку» генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Фёдор Пехтерев, по предварительным расчётам, стоимость реализации второго этапа оценивается в 350–400 млрд руб. Но он позволит снять ограничения на вывоз грузов в восточном направлении.
«Основные грузоотправители, которые заявлены и на первом этапе, намерены расширять производство и добычу полезных ископаемых, – пояснил Фёдор Пехтерев. – Сейчас идёт расчёт вариантов модернизации объектов инфраструктуры, чтобы обеспечить дополнительный грузопоток».

Здесь есть определённые развилки. Необходимо определиться, как ликвидировать «узкое место» на перегоне Иркутск – Слюдянка, где из-за сложного геологического рельефа невозможно проводить поезда стандартного веса. Техническое решение по этому участку влечёт за собой определённые варианты дальнейшего развития инфраструктуры.

Также необходимо будет решить вопрос с дополнительной пропускной способностью Северомуйского тоннеля. Возможно, потребуется построить второй тоннель. Учитывая масштабность проекта, к подготовке второго этапа целесообразно приступать уже в следующем году.

Генеральный директор Шанхайской бизнес-консалтинговой компании Тянь Яньхва полагает: чтобы иметь возможность поставлять ресурсы в Китай и обеспечивать транзит между Европой и Азией, России необходимо серьёзно развивать свою железнодорожную инфраструктуру.
«Китай заинтересован в развитии российской инфраструктуры, потому что это взаимовыгодно, – заявил «Гудку» китайский эксперт. – Пока она у вас ещё слабо развита. К примеру, с нашей стороны на станции Манчжурия уже всё подготовлено для увеличения объёма перевозок, и мы можем отправлять туда больше грузов хоть завтра. Но с российской стороны на станции Забайкальск сделано недостаточно. Там ещё предстоит железную дорогу соединить с автомобильной, развить терминалы, чтобы создать крупный перевалочный узел».

Китайской стороной поставлена задача уже к 2020 году создать комфортную и удобную сеть железных и автомобильных дорог в каждом регионе, причём эта сеть должна быть мультимодальной, где различные виды транспорта будут активно дополнять друг друга. Грузы по ней должны перевозиться со скоростью не менее 120 км/ч. Сеть может иметь выходы в Россию через Казахстан и Монголию, однако с российской стороны должна быть подготовлена адекватная по пропускным возможностям инфраструктура. Помимо сырьевых грузов, она должна пропускать с такой же высокой скоростью и контейнеры. И это возможно реализовать только после второго этапа модернизации Восточного полигона.

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31