06 декабря 2021 16:48

Область оптимизации

В ОАО «РЖД» активно ведётся работа по переходу на метод нормативно-целевого бюджетирования.

В бюджете затрат обычно всё увязано между собой: доля зависящих затрат, индексация стоимости ресурсов, затраты предыдущего периода. Далее на уровне линейных предприятий все эти параметры должны рассчитываться по конкретным производственным операциям, статьям затрат в привязке к производственной программе.

Но на практике это не всегда достижимо. К примеру, перечень работ, выполняемых при текущем содержании пути, устройств СЦБ, тяговых подстанций – это сотни наименований работ. И для формирования бюджета затрат необходимо знать их себестоимость. На данный момент Центральная дирекция инфраструктуры (ЦДИ) такой точной информацией не располагает. Затраты в бюджетных параметрах представлены только по элементам и видам эксплуатации. Отчётность по выполненным работам формируется только по объёмам работ, без увязки с затратами. И, соответственно, отчётности проанализированных департаментом экономики РЖД низовых подразделений не сводятся ни в целом по дистанциям, ни тем более по региону и филиалу. Такая ситуация признаётся недопустимой и в самой ЦДИ, и в департаменте экономики.

Сразу перейти к использованию точных данных по себестоимости невозможно по многим причинам. Поэтому начиная с июня этого года все затраты в отчётности по наиболее существенным статьям затрат ЦДИ делятся на работы по технолого-нормировочным картам и «прочим работам». Под прочими работами имеются в виду ограждение места, пропуск поездов, доставка к месту работы, техническая учёба и другие моменты.

И вот по доле «прочих работ» в июле по текущему содержанию пути наибольшее превышение от среднесетевого показателя наблюдается на Калининградской, Октябрьской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Приволжской и Куйбышевской дорогах. Разница составляет от 71% на Калининградской до 47% на Свердловской.

Низкий процент по Горьковской дирекции инфраструктуры (40%) – это сигнал, что необходимо проверить качество отчётных данных.

По отчётности за июль 67% прямых затрат ЦДИ (которые, в свою очередь, составляют треть от общих расходов РЖД ) детализируются как работы по технолого-нормативным картам и «прочим работам». Из них 44% относятся к «прочим работам». В масштабе затрат РЖД это очень много. Конечно, существенная составляющая «прочих работ» технологически обоснованна, но это очевидный ресурс для тщательного анализа и возможной оптимизации.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31