08 декабря 2021 16:54

Эффект бережливости

Реализация проектов контролируется в онлайн-режиме

Олег Чикиркин, главный инженер Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД»
– Олег Валерьевич, на предприятиях локомотивного хозяйства уже два года реализуется программа «Бережливое производство». Какие результаты это дало?
– Два года назад в программе «Бережливое производство» участвовали 19 эксплуатационных локомотивных депо в восьми региональных дирекциях тяги. Экономический эффект от реализации 30 проектов составил более 10 млн руб. А в прошлом году в ней принимали участие уже 57 эксплуатационных локомотивных депо во всех 16 региональных дирекциях тяги. Итог года: реализовано 67 проектов и мероприятий по оптимизации технологических процессов с экономическим эффектом более 100 млн руб.
Нынешний год стал особенным для дирекции: в программу «Бережливое производство» включены проекты 126 эксплуатационных локомотивных депо – в два с лишним раза больше, чем в 2013 году. В настоящее время в локомотивном хозяйстве реализуется более 250 проектов с ожидаемым годовым экономическим эффектом свыше 300 млн руб. Пересмотрено 380 технологических процессов с целью уменьшить непроизводительные потери и улучшить технологию работ.

– Какое значение имеет для вас программа «Бережливое производство»?
– Дирекция тяги – это крупнейший производственный блок холдинга с более чем 140-тысячным персоналом, отвечающий за обеспечение перевозочного процесса услугами тяги. На наш блок приходится треть эксплуатационных расходов компании, поэтому резервы по оптимизации огромны. Творческую мысль инженеров, машинистов никто не ограничивает, напротив, мы стараемся поощрять незаурядное мышление, нестандартные подходы в проектах по организации бережливого производства.
Основной экономический эффект Дирекция тяги получает за счёт сокращения расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивов, находящихся в ожидании работы, подготовительно-заключительного и накладного времени локомотивных бригад, оптимизации использования бюджета времени локомотивов.

– А можно ли это продемонстрировать на конкретных примерах?
– В качестве примера приведу проект Московской дирекции тяги: в связи с колоссальной загруженностью Большого Московского окружного кольца (БМО) было предложено отклонить часть грузопотока на направление Ожерелье – Узловая – Сухиничи – Смоленск и задействовать тепловозы ТЭМ7А, соединённые по системе СМЕТ. Это позволило снизить напряжённость движения на участке Кубинка – Смоленск и высвободить грузовые локомотивы.
Реализация данного проекта началась 30 октября 2012 года. За первый год внедрения проведено 624 поезда, экономия дизельного топлива за поездку составила 0,33 тонны (всего за год сэкономлено 200 тонн дизельного топлива). За один год общая сумма экономии превысила 18 млн руб.
Участники рабочей группы, реализовавшие данный проект, получили солидные денежные премии за улучшение технологии перевозочного процесса.

– Вы затронули, пожалуй, одну из самых важных тем – мотивации работников. Как дирекция поощряет сотрудников за активное участие в проектах бережливого производства?
– У нас есть Положение о дополнительном премировании работников структурных подразделений за разработку и внедрение проектов бережливого производства. На эти цели направляется до половины сэкономленных средств. В текущем году за высокие достижения и проявленную инициативу по внедрению технологий бережливого производства 18 работникам эксплуатационных локомотивных депо объявлена благодарность вице-президента ОАО «РЖД» А.В. Воротилкина, почётными грамотами Дирекции тяги награждены ещё 14 работников депо, естественно, с выплатой денежных премий. Поэтому в экономии ресурсов заинтересованы все работники.

– В этой работе участвует огромное количество предприятий от Калининграда до Сахалина. Как вам удаётся контролировать ситуацию?
– С момента подключения Дирекции тяги и её структурных подразделений к автоматизированной системе управления «Система проектного мониторинга» (СПМ) сделать это проще, чем можно было раньше себе представить.
Главная особенность этой системы – возможность следить за реализацией всех введённых в систему проектов бережливого производства в режиме онлайн. При этом можно «войти» в каждый конкретный проект, посмотреть паспорт, календарный план, документы по проекту, данные о его инициаторах, прогноз экономического эффекта и многое другое.
С помощью данной системы я ежедневно вижу и возникающие проблемы, например отставание от графика реализации конкретного проекта, что очень важно для принятия оперативных мер.
Конечно, существуют и другие формы контроля за реализацией проектов бережливого производства – это проведение аудитов, проверок и семинаров непосредственно в эксплуатационных локомотивных депо. Всё это и помогает добиться хорошего экономического эффекта.

Беседовал Карен Агабабян

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31