27 сентября 2020 14:04

Опыт

Татьяна Зайцева, начальник отдела мониторинга подвижного состава, инфраструктуры и безопасности движения Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД»

Энергоменеджмент возник в 1980-х годах в странах Западной Европы, США и Японии как ответ на вызовы первого общемирового энергетического кризиса.

Первый в мире национальный стандарт системы энергоменеджмента появился в 2001 году в Дании, вслед за ней в 2003 году утвердила свой стандарт Швеция, за ними последовали Ирландия и Испания. Эти четыре национальных стандарта и легли в основу единого европейского стандарта EN 16001:2009. Параллельно национальные стандарты были разработаны в США и Южной Корее. После выхода стандарта ISO 50001:2011 он приобрёл национальный статус в целом ряде стран.

Первые итоги после внедрения оказались положительными. Анализ результатов первых девяти американских компаний – участниц программы показал, что эффект от внедрения системы энергоменеджмента в первый год составляет в среднем 3,8% экономии, в последующие полгода – ещё 10,1%. Примечательно, что до вхождения в программу компании получали 36% эффекта энергосбережения от капитальных вложений и 64% – от организационных мероприятий, а после внедрения системы энергоменеджмента значимость управленческих и организационных механизмов повысилась до 74%.

В ФРГ на энергию, затрачиваемую на тягу пассажирских поездов, Deutsche Bahn AG тратят более 700 млн евро в год. По состоянию на конец 2004 года почти весь парк тягового электрического подвижного состава численностью 2600 единиц был оборудован счётчиками расхода электроэнергии. Все 14 тыс. машинистов прошли обучение энергосберегающим способам ведения поезда по трёхступенчатой тренировочной программе. При этом на основе конкретных данных им показали реальные потенциалы экономии. С этой целью были продемонстрированы результаты 2400 опытных поездок, экономия энергии в которых составляла 10%. Кроме того, была внедрена система информации о потреблении энергоресурсов. В рамках повышения квалификации машинистов на специальных двухдневных семинарах было подготовлено 100 инструкторов, а также 300 руководителей учебных групп по теме «Энергосберегающие способы вождения». В общей сложности за первые 12 месяцев реализации проекта расходы на электроэнергию были снижены более чем на 8 млн евро.

Немцы также поставили цель снизить к 2020 году удельные выбросы углекислого газа в расчёте на 1 пасс.-км на 15%.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31