16 июня 2021 22:32

Новая индустриализация

Выступая недавно на конгрессе «Модернизация промышленности России», советник Президента РФ Сергей Глазьев сообщил, что в объёме отечественного ВВП доля обрабатывающей промышленности составляет всего лишь 13%.

Остальной вклад вносят добывающие и перерабатывающие сырьё отрасли. А, например, в Германии эта пропорция зеркально противоположная – на машиностроение и другие виды промышленности приходится 84% ВВП этой страны. К тому же у нас из года в год сокращаются расходы на НИОКР и снижается число учёных.

Хотя именно на наукоёмкую продукцию во всём мире сейчас максимальный спрос. Нано-, био- и информационные технологии растут там темпами по 35% в год. И понятно почему, ведь внедрение подобных инноваций снижает удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции, сокращает расход других дорогостоящих ресурсов, обеспечивая тем самым инвестирующим в науку компаниям конкурентные преимущества на рынке.

Ещё одна проблема заключается в недозагрузке отечественных предприятий. Так, половина имеющихся производственных мощностей в машиностроении в настоящее время простаивает без дела. Причём не используется даже самое современное оборудование. Причина простая – у предприятий, нуждающихся в обновлении технической базы, нет средств на модернизацию, а кредиты им банки готовы предоставить под очень высокие проценты.

Исправить ситуацию поможет принятие федерального закона «О промышленной политике», который на этой неделе обсуждался в первом чтении в Госдуме. В частности, документ предусматривает налоговые льготы для инвесторов в некоторых отраслях, в том числе тяжёлом и энергетическом машиностроении, станкостроении, без которых невозможна модернизация основных производственных фондов. Предлагается также создать фонд развития промышленности, благодаря чему ставки по кредитам для предприятий в России снизятся до европейского уровня.

Не менее важно заниматься локализацией производства сложной техники в нашей стране. Примером может служить организация выпуска электропоездов «Ласточка» на одном из уральских заводов совместно с немецкими партнёрами. Там планируют ежегодно производить до 1200 вагонов современных скоростных электричек, хорошо себя зарекомендовавших на Олимпиаде в Сочи, которые на 80% будут собраны из комплектующих деталей, изготовленных в нашей стране.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30