28 октября 2020 20:11

Чтобы не грянул гром

Снижение травматизма обеспечил переход к новой системе управления профессиональными рисками

Говорят, что трагедия одного человека – это трагедия, а трагедия  миллионов – это статистика. С такой постановкой вопроса в РЖД категорически не согласны. И потому компания неуклонно прилагает организационные усилия с целью сокращения статистики производственного травматизма по всем вертикалям управления.
Благодаря внедрению современных методов профилактики и предупреждения травматизма на рабочих местах в Центральной дирекции по ремонту пути за последние пять лет удалось добиться значительных результатов.

До образования в 2008 году Центральной дирекции по ремонту пути на сети был отмечен небывалый всплеск травматизма разной степени тяжести. От лёгких ушибов до тяжёлых увечий, иногда даже несовместимых с жизнью. После образования дирекции и создания единого Центра управления путевым ремонтным комплексом удалось не только остановить рост негативной статистики, но и, преломив ситуацию, неуклонно и настойчиво, как локомотиву, преодолевающему подъём, добиться снижения неблагоприятной тенденции.

Первые два года были посвящены корректировке имеющейся методической и технологической базы и её последующей модернизации с учётом особенностей всей огромной сети. Ведь когда в Москву приходит весна, за Уралом ещё во всю бушует зима. А когда в столице ночь, во Владивостоке уже начинается рабочий день. И на всю эту махину переходов нужно было разработать новые эффективные правила, учесть уроки прошлого и внедрить, доведя до каждого, принципы, позволяющие управлять рисками, а не с опозданием реагировать на уже случившееся ЧП. Оно и более затратно, и менее эффективно. Нужны были упреждающие действия по сохранению жизни и здоровья работников на производстве. Чтобы издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда и последующими компенсациями пострадавшим из-за них сотрудников, неуклонно сокращались.

Об этом шла речь на совещании, проведённом на базе Приволжской дирекции по ремонту пути.

Текущий год объявлен на сети годом Безопасного труда, а сказав слово, его нужно подкреплять делом. То есть прилагать усилия по дальнейшему сокращению несчастных случаев на производстве.

Открывая совещание, главный инженер Центральной дирекции по ремонту пути Александр Запольский привёл статистику последних лет, что стало отправной точкой обсуждения проблемы.

Без новых подходов к системе охраны труда ожидать результатов не приходится. Переход от так называемой компенсационной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками и есть тот самый новый подход.

Его принципиальное отличие в том, что для системы управления рисками не существует мелочей. И поэтому она работает на опережение. Её задача – профилактика.

Все этапы взаимодействия персонала с потенциально травмоопасными ситуациями и агрегатами система пристально изучает, анализирует, а сопоставив, предлагает решение, которое потом внедряется в практику с использованием трёх уровней управления. Центральная дирекция – региональные дирекции – структурные подразделения.

На каждом уровне внедрения проводятся мастер-классы по безопасной реализации технологических процессов с элементами риск-менеджмента. Суть рекомендаций специалистов по технике безопасности должны усвоить не только рядовые сотрудники, но и их руководители – как линейные, так и вертикальные, сводя к минимуму, от ступени к ступени, всякий риск на производстве. После тренировок знания и навыки, полученные на мастер-классах, позволяют руководителям всех уровней оперативно реагировать на нарушения инструкций.

Весь комплекс разработанных в центре мероприятий поэтапно доводится до самых низовых подразделений региональных дирекций.

Одними из первых на сети эту систему внедрили на полигоне Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути. Как рассказал и.о. главного инженера дирекции Эдуард Подручик, в начале сентября был проведён мастер-класс с главными инженерами и специалистами по охране труда путевых машинных станций.

А спустя неделю аналогичные мастер-классы (3-го уровня) были проведены главными инженерами в ПМС для руководителей среднего звена и технологов.

Такая система учёта и профилактики рисков на опасных участках производства уже принесла свои позитивные результаты. Однако, анализируя причины получения работниками производственных травм, в первую очередь Александр Запольский назвал пресловутый человеческий фактор. Пока от него никуда не деться. Но научиться управлять рисками обязан каждый.
«Очень часто, – отметил Александр Викторович, – причиной получения травмы является пренебрежение элементарными правилами безопасности и, не побоюсь этого слова, излишняя самоуверенность работника. Дескать, я всё знаю, всё умею. Практика показывает, насколько ошибочными порой бывают такие суждения».

В подтверждение этих слов на совещании были приведены конкретные примеры. Монтёр пути Южно-Уральской дирекции при сопровождении хозяйственного поезда во время стоянки поднялся на крышу вагона сопровождения для очистки печной трубы, в результате чего получил электротравму, и лишь по счастливой случайности всё обошлось без серьёзных последствий.

Ещё один характерный случай произошёл в Московской дирекции по ремонту пути. При укладке краном стрелочного перевода монтёр пути был зажат между траверсой и порталом крана.

Главные инженеры, ведущие специалисты региональных дирекций обменялись опытом по предотвращению подобных инцидентов.

Главный инженер Октябрьской дирекции «Путьрем» Мирземагомед Магомедов рассказал коллегам, как в их дирекции организована работа по специальной оценке условий труда (СОУТ). Сейчас в дирекции проходит заключительный этап проведения СОУТ, связанный с формированием полного пакета методических документов. Дорабатываются карты, сводные ведомости с протоколами измерений, составляется полный перечень всего технологического оборудования, инструментов, а также инструкций по обращению с ними. Намечены и другие мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда.

Главный инженер Приволжской дирекции Сергей Широкий затронул такой важный аспект производства, как обеспечение подразделений высокотехнологичным инструментом. Речь шла о проведении рекламационной работы в случае несоответствия инструмента заявленным параметрам качества.
«Нет смысла объяснять коллегам, что для путейца значит инструмент, – сказал Сергей Широков. – От качества инструмента зависит и качество выполнения работ на пути. Ведь в условиях технологических «окон», закрытых перегонов, ограниченных несколькими часами, бывает важна каждая минута. Если мы будем тратить время на отладку инструмента, его доводку до ума, то времени на выполнение работ просто не останется. В основу нашего опыта заложена практика подготовки инструмента к работе, его проверка, организация грамотной претензионной работы с изготовителем в случае поставки некачественного продукта».

Опыт, о котором рассказал главный инженер Красноярской дирекции Дмитрий Люкшин – о внедрении технических средств, направленных на профилактику производственного травматизма, – заинтересовал многих. Это и системы оповещения о приближении поезда типа «ЭЛОД», установленные на путевых машинах тяжёлого типа, и грамотно выполненное ограждение мест проведения ремонтных работ.

Подводя итоги, Александр Запольский акцентировал внимание коллег на необходимость усиления профилактических мер, направленных на охрану труда и промышленную безопасность, снижение травматизма и полного исключения летальных исходов.
«Наша задача заключается в том, чтобы изменить идеологию исполнителя производственного процесса, поднять уровень его ответственности. О безопасности на производстве забывать нельзя. Это самая важная составляющая нашей работы», – обозначил текущие приоритеты главный инженер Центральной дирекции.

Карен Агабабян


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31