16 июня 2021 22:31

”Разрушенное будем восстанавливать столетиями“

”Гудок. Пятница“ выяснил, чем так ценны Чудов и Вознесенский монастыри, которые будут воссозданы в Кремле

Об истории этих монастырей, о знаменитых личностях и великих именах, связанных с ними, о том, как их будут восстанавливать, нашему корреспонденту Кириллу Егорову рассказывает доктор исторических наук Дмитрий Володихин.

Вид Чудова монастыря времени царя Бориса Годунова от 1598 до 1605 года. Рисунок исполнен историком Василием Бориным
Чудов монастырь уже при большевиках. 1920-е годы
Место заключения патриарха Гермогена в подземелье Чудова монастыря
Патриарх Гермоген. Русский рисованный лубок. Конец XIX века. Неизвестный художник
Большая русская святыня

– Дмитрий Михайлович, начнём сначала: как возник и как стал таким знаковым в нашей истории Чудов монастырь?
– Чудов монастырь внутри Кремля был основан в 1365 году. Его основатель – святой Алексий, митрополит Московский и всея Руси. Произошло это всё во времена формального правления великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Но из-за его малолетства Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием. Как политик митрополит Алексий пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне и даже начинать крепостное строительство.
Чудов монастырь – это большая русская святыня. Главы нашей Церкви, митрополиты, а затем патриархи уделяли очень большое внимание этому монастырю. Кроме того, он обладал огромным книгохранилищем. Это был своего рода интеллектуальный центр Русской церкви. Оттуда выходили образованнейшие редакторы для Московского печатного двора. Там работали крупные богословы и книжники.
Обитель строилась в течение долгого времени, то есть одни здания сносились, другие ставились на их место. К началу XX века древнейшая постройка, а именно та, что появилась в XIV веке, не сохранилась. Зато на территории обители существовали собор Михаила Архангела начала XVI века со «свежим» – за несколько лет до революции устроенным в подземелье – Гермогеновским храмом, собор Алексия-митрополита и Андреевская церковь XVII столетия, храм Святого Иоасафа, епископа Белгородского, появившийся в 1911 году. Иными словами, конгломерат церковных зданий разного времени, древних и новых. Во второй половине XVIII века у монастыря появилось красивое крыльцо с башенками в готическом стиле – автором его был знаменитый московский архитектор Матвей Казаков.

– Насколько Чудов монастырь соотносился с ансамблем Кремля?
– Чудов рос и развивался вместе с самим Кремлём. Мало кто знает, что Кремль начала XX века представлял собой довольно пёстрое зрелище. Там были очень древние постройки XIV–XV веков. Там были храмы и палаты времён Московского царства, достаточно было и от времён Российской империи. Кремль был собранием архитектуры, относящейся к разным временам и разным стилям. В этом смысле он был вроде всей Москвы, легко соединявшей на одной улице древние допетровские палаты, особняк екатерининского вельможи и доходный дом эпохи модерна. Говорить о принадлежности Чудова монастыря к позднему ансамблю Кремля просто бессмысленно, ибо в архитектурном смысле Чудов столь же пёстр, как и Кремль в целом.

– Каковы главные вехи его истории?
– В 1611 – начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, поскольку он благословил создание земского ополчения. Он претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжёлым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провёл там несколько месяцев, после чего скончался. Гермоген был канонизирован при Николае I. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли к мощам нового святого.
Кстати, два последних московских патриарха перед отменой патриаршества при Петре I, Иоаким и Адриан, вышли из настоятелей Чудова монастыря. Оттуда же происходил великий книжник Евфимий, глава интеллектуальной «партии» старомосковских консерваторов второй половины XVII века и редактор Печатного двора.
В этом монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

– Каким был монастырь к 17-му году?
– Чудов монастырь продолжал оставаться святыней, но в делах Церкви уже утратил прежнее влияние. С середины XVIII века монастырь приобрёл статус кафедрального – здесь служили московские архиереи.


Окончание см. на 7-й полосе
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30