24 июня 2021 08:24

Принять вызов

Качество и разнообразие услуг для пассажиров становится важным фактором повышения конкурентоспособности

За свою недолгую историю ОАО «ФПК» в прошлом году добилось впечатляющих результатов. Отчасти это стало возможным благодаря современному профилю корпоративной структуры управления. Так, в совете директоров компании предусмотрена позиция независимого директора, что позволяет руководству принимать объективные взвешенные решения как в операционной деятельности, так и в стратегическом планировании.  
Юрий Саакян, независимый директор совета директоров Федеральной пассажирской компании, генеральный директор ИПЕМ
– Юрий Завенович, за счёт чего были достигнуты удачные финансовые показатели ОАО «ФПК»?
– Необходимо учитывать, что финансовые результаты достигались в условиях снижения объёмов перевозок, возникших в том числе из-за уменьшения объёма государственных субсидий: в прошлом году они сократились почти на 21%, составив 23,4 млрд руб., против 29,6 млрд руб. в 2012 году.
Хочу отметить, что советом директоров ОАО «ФПК» была проделана большая работа. Фактически ежемесячно обсуждались вопросы стратегического характера, были определены и утверждены приоритетные направления развития компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В течение года был принят ряд ключевых решений, в числе которых – утверждение бюджета компании на трёхлетний период 2013–2015 годов. Документ разработан с учётом основных целевых ориентиров, предусмотренных в «Стратегии развития компании до 2030 года».
На этот же срок разработана и утверждена антикризисная программа компании с перечнем мероприятий, позволяющих сократить расходы. Её актуальность определена сокращением государственной финансовой поддержки перевозок пассажиров в регулируемом сегменте.
Немаловажным решением для компании явилось утверждение комплексной программы страховой защиты на 2014–2015 годы, где учитывались расходы на широкий перечень видов страхования: от страхования подвижного состава и недвижимого имущества до обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира и так далее.

– Как вы оцениваете уровень развития корпоративного управления в ОАО «ФПК»?
– С момента создания компании было сделано немало и в этом направлении. О повышении качества корпоративного управления свидетельствуют те решения, которые принимаются, и та динамика, с которой они реализуются. Повышается клиентоориентированность, качественнее и разнообразнее становятся услуги для пассажиров. Такие результаты стали возможны благодаря налаженным управленческим вертикалям и коммуникациям. Однако это не повод останавливаться – конкуренция со стороны других видов транспорта (в первую очередь – авиационного) ежегодно усиливается, и компании необходимо принимать этот вызов.

– Расскажите, пожалуйста, о роли независимого директора в работе совета директоров компании.
– Мне видится, что роль независимого директора значительно шире, чем просто советник и консультант, хотя, безусловно, эти роли независимый директор также часто выполняет. Например, при обсуждении важных решений он может указать на такие «узкие» места, о которых внутри компании и не задумывались. Получается, независимый директор выполняет функцию оппонента. Согласитесь, что конструктивная критика какого-либо решения, предлагаемого внутри компании, позволяет руководству в споре и аргументации скорректировать его на более эффективное.
Однако самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что, даже выполняя все эти функции, независимый директор должен высказывать своё непредвзятое мнение относительно того, что следует или не следует сделать. Особенность независимого директора состоит в том, что он, не работая в компании, должен выступать «защитником» её интересов и акционеров.

– Какие, по вашему мнению, задачи предстоит решать совету директоров компании в 2014/15 корпоративном году?
– У такой компании, как ФПК, из года в год на повестке дня стоит очень много задач, как стратегических, задающих параметры деятельности компании на несколько лет вперед, так и тактических, требующих безотлагательного решения. И текущий корпоративный год не является исключением. При этом к уже запланированным вопросам добавляются новые вызовы. Так, например, кризисная ситуация в международных отношениях и связанное с ней снижение перевозок в международном сообщении требуют пересмотра уже утверждённой ранее инвестиционной программы.
Традиционные факторы продолжают влиять на деятельность компании и в этом году. Отрицательные процессы в макроэкономике ограничивают и снижают мобильность населения в социально значимом регулируемом государством сегменте перевозок. Усиление конкуренции со стороны авиаперевозчиков на рынке пассажирских перевозок, которое выражается в уменьшении стоимости авиаперелётов и увеличении количества рейсов, влияет на спрос пассажиров, обычно путешествующих в дерегулированном сегменте.
Также перед компанией стоит задача обеспечить в 2014 году безубыточный уровень работы и необходимую финансовую устойчивость. Это очень нелёгкая задача, которая потребует серьёзной работы от менеджмента компании.

Беседовала Наталья Сергеева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30