08 декабря 2021 12:38

Современному машинисту не нужен разряд слесаря

Чтобы возобновить подготовку машинистов по ускоренной программе, которая доказала свою эффективность в ходе двухлетнего эксперимента, необходимо отменить устаревший приказ МПС.
Артур Николаев, начальник Приволжского учебного центра профес­сиональных квалификаций
Три года назад на Приволжской магистрали стартовал проект подготовки машинистов по сокращённой программе.

В 2012-м к эксперименту присоединились Восточно-Сибирская, Горьковская, Дальневосточная, Западно-Сибирская, Свердловская и Юго-Восточная дороги. Однако в 2013-м пилот был приостановлен.

Сокращения времени обучения с 3,5 года до чуть более полутора лет удалось добиться за счёт исключения из программы профессии «слесарь по ремонту подвижного состава» и дублирующих предметов.

Сейчас локомотивщики вновь обучаются по традиционной программе. Проблема в том, что до сих пор не решён вопрос отмены принятого в 90-е годы приказа МПС 23Ц с устаревшими на сегодня нормами, касающимися присвоения машинисту третьего слесарного разряда.

В те времена машинист рассматривался как оператор, управляющий локомотивом, и слесарь, устраняющий неисправности, возникающие при его работе.

В результате такого подхода требовались обучение слесарному делу, практика и стажировка, что увеличивало срок и стоимость обучения.

Что изменилось сегодня? Появились новые локомотивы, в которых очень много электроники. Обслуживание и ремонт машин переданы под ответственность сервисных компаний, и машинисту недопустимо вмешиваться в этот процесс. Ведь обычному пользователю и в голову не придёт открыть крышку забарахлившего компьютера, чтобы самостоятельно там что-то починить.

Требования к современному машинисту ограничиваются ведением поезда согласно графику, экономией энергетических ресурсов и соблюдением безопасности движения.

В настоящее время Дирекция тяги ожидает изменений или отмены Министерством транспорта РФ приказа 23Ц, утерявшего актуальность. Только после этого пилотный проект сможет перерасти в полноценную программу обучения.

Эта система пришлась по душе локомотивщикам. На днях Приволжская дирекция тяги собрала молодых работников локомотивных бригад всех депо полигона магистрали для обсуждения предстоящих изменений в обучении. Выпускники пилотного проекта, а таких на ПривЖД 61 человек, рассказали о преимуществах ускоренной системы, которая позволяет в короткиесроки пополнить штат машинистов, что особенно ценно при росте объёмов перевозок.

Также машинисты высказали ряд критических замечаний. Например, говорили о необходимости внести в программу ускоренного курса коррективы, касающиеся увеличения часов обучения по приборам безопасности и автотормозам.

Надеюсь, что уже в начале следующего года мы начнём набор новой группы желающих учиться по ускоренной программе.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30