04 декабря 2021 23:48

Вопрос дня

Целесообразно ли выдавать новые вагонные номера только при покупке инновационного подвижного состава или при списании старого?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:
– Эта инициатива Минтранса неоднозначна. Плюсы, несомненно, есть, в первую очередь это сдерживание роста вагонного парка при действующих пропускных мощностях. Кроме того, такая мера является хорошим стимулом для перехода на инновационный подвижной состав. В то же время надо понимать, что мера эта нерыночная, в будущем она может создать различные препятствия для роста малых компаний. Также операторы утратят, скажем так, гибкость, свободу манёвра. Какой эффект больше проявится – положительный или отрицательный, – утверждать, на мой взгляд, ещё рано.

Артём Колбинцев, директор по правовым вопросам ООО «Трансойл»:
– Мы позитивно оцениваем эту инициативу как инструмент стимуляции технологического обновления парка подвижного состава. Считаем, что приказ о «пономерном учёте» является своевременным шагом и лежит в логике постановления правительства № 737 (дополнившего перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, вагонами, прошедшими процедуру продления срока службы), нацеленного на повышение пропускной способности сети и контроля за выпуском на сеть вагонов, прошедших модернизацию.

Дмитрий Бауков, начальник Управления корпоративных коммуникаций ОАО «Первая грузовая компания»:
– Такая инициатива будет способствовать остановке бесконтрольного роста вагонного парка на сети, не обеспеченного грузовой базой, что положительно скажется на эффективности перевозок для грузоотправителей, а также повысит скорость доставки грузов. Предложенный вариант приобретения нового подвижного состава – при условии списания аналогичного количества старого парка – является единственно возможным решением вопроса господдержки производства вагонов. Выпуск новых вагонов без одновременного списания старых имеет негативный эффект для отрасли: профицит вагонов на сети вырастет и, как следствие, продолжится снижение эффективности транспорта. Реализация предложений Минтранса позволит операторам и ОАО «РЖД» улучшить качество сервиса для грузоотправителей, в том числе за счёт своевременной доставки грузов. Важно, что приобретённые вагоны будут заменять выбывающий парк, обеспеченный грузовой базой.
В результате на рынке остановится рост парка кэптивных операторов вагоностроителей, которые из-за недостатка грузовой базы перегружают сеть излишними порожними вагоноотправками в поисках груза.

Олег Яценко, член правления ООО «ИСР Транс»:
– Стоит взглянуть на ситуацию, вернувшись на несколько лет назад, и попытаться понять, что привело к переизбытку подвижного состава. На мой взгляд, одной из основных причин стали неограниченные закупки вагонов лизинговыми компаниями (как правило, «дочками» различных банков) в последние десять лет. Но в идее Минтранса есть спорные моменты. Представьте ситуацию: есть железнодорожный экспедитор, у которого в управлении 500 вагонов. Он заключает новый контракт с грузовладельцем, у него появляется потребность в расширении парка. Договор долгосрочный, компания готова купить вагоны, но при этом она не может нарастить парк без покупки «инновационных» вагонов или списания вагонов с истекшим сроком службы. Возможно, стоит ограничивать не по количеству номеров, а по грузовой базе операторов: разрешать заказы вагонов у производителей компаниям, имеющим на руках контракты, которые позволят обеспечить загрузку приобретаемых вагонов. Кроме того, когда окончательно будет ясна ситуация с продлением сроков эксплуатации, станет понятно, сколько вагонов каких типов ежемесячно будут списываться. И, возможно, на основании этой информации стоит ввести квоты для вагоностроительных предприятий. По итогам картина такая: приходит железнодорожный оператор с контрактом на определённые объёмы грузов к вагоностроителям и заказывает 2 тыс. вагонов. Производители соглашаются, но предупреждают, что в соответствии с квотой они построят в январе не более 500 вагонов, в феврале – не более 150 и т. д. При этом компании, списывающие старый подвижной состав, имели бы приоритет в случае желания приобретать новые вагоны. С моей точки зрения, это была бы справедливая регуляция.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31