21 июня 2021 00:00

Избежать заторов

Несовершенство нормативной базы приводит к нежелательным скоплениям вагонов на инфраструктуре

На последнюю декаду сентября на сети насчитывается 107 тыс. вагонов, требующих проведения плановых видов ремонта, из них 50 тыс. – с истекшим сроком службы.
Ситуацию серьёзно осложнило введение в действие постановления правительства № 737, предусматривающее обязательную сертификацию вагонов с продлёнными сроками службы, что уже привело к росту неисправного подвижного состава на инфраструктуре и не самым лучшим образом отражается и на эксплуатационной работе. Между тем внутренние документы на этот счёт расходятся с документами, действующими на железных дорогах СНГ и Балтии, что лишь усугубляет ситуацию.

Как сообщил начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Алексей Сакеев, всего парк насчитывает около 300 тыс. вагонов с истекшим сроком службы и в ближайшие два года они будут отставлены для проведения процедур, предусмотренных введённым в действие Техническим регламентом Таможенного союза. Он также обратил внимание, что до конца 2020 года к этой категории вагонов прибавится ещё 400 тыс. При этом затянувшийся вопрос с разработкой необходимых документов, прежде всех технических условий и ГОСТа, вызывает неопределённость понимания ситуации со стороны владельцев подвижного состава в части стоимости предполагаемой модернизации вагонов. Как следствие, происходит рост их накопления на инфраструктуре.

С тем, что количество отставленных вагонов будет серьёзно возрастать, согласен и руководитель департамента исследования железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук. По его словам, с большой долей вероятности исключение вагонов из эксплуатации наверняка повлечёт увеличение ставок за предоставление подвижного состава. И пока ситуация остаётся неурегулированной, она оборачивается ростом транспортных затрат и для грузовладельцев, а также приводит к дефициту подвижного состава, особенно специализированного.

Заместитель генерального директора по техническому развития ОАО «ФГК» Сергей Порядин признал, что согласно договорным обязательствам компания не в состоянии удовлетворить в полном объёме потребности клиентов именно в связи с нехваткой вагонов, а плата за отстой исчисляется не одним миллиардом рублей.

Крайне обеспокоены развитием ситуации и вагоноремонтники. Как сообщил заместитель генерального директора по производству ОАО «ВРК-1» Андрей Рогозин, объёмы ремонта упали на четверть, при этом значительно, примерно на 80% по сравнению с 2012 годом, сократился объём формирования колёсных пар. Не обошлось и без потери квалифицированных кадров: в ВРК-1 вынуждены сократить порядка 30% всего персонала.

В скорейшем разрешении ситуации заинтересованы все без исключения представители транспортного бизнеса. Прежде всего необходимо в сжатые сроки разработать нормативные документы, которыми можно будет руководствоваться при продлении срока службы вагонов. Более подробно о сложившейся ситуации – в материалах «Круглого стола» на 6-й стр.

Степан Аникеев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30