22 июня 2021 17:05

Будущее за интеллектуальными системами

В Германии ОАО «РЖД» представляет проекты инновационных транспортных технологий

На одной из самых представительных в мире выставок – Inno Trans 2014, которая сегодня открывается в Берлине, в списке экспонентов более 2,5 тыс. ведущих компаний из 49 стран. Активное участие в этом мероприятии принимает и ОАО «РЖД».
Валентин Гапанович, старший вице-президент ОАО «РЖД»
– Валентин Александрович, какие характерные изменения в техническом развитии отрасли, её технологической оснащённости можно отметить в последнее время?
– За время деятельности ОАО «РЖД» по многим направлениям развития железнодорожной техники и технологии произошли кардинальные изменения. Сейчас уже никто не может представить российские железные дороги без высокоскоростных поездов «Сапсан», «Аллегро», электропоездов «Ласточка». В сентябре 2013 года были вручены памятные сертификаты 10-миллионному пассажиру «Сапсана» и миллионному пассажиру «Аллегро». Это лучшее подтверждение востребованности проектов развития скоростного и высокоскоростного движения в нашей стране.

– Какие знаковые события произошли в последнее время?
– 11 ноября 2013 года с участием Президента России Владимира Путина введён в эксплуатацию новый завод по производству электропоездов «Ласточка» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Учитывая огромный спрос на высокоскоростное сообщение, с 1 августа текущего года на линии Москва – Санкт-Петербург запущены сдвоенные «Сапсаны». Они состоят из двадцати вагонов, длина поезда превышает полкилометра, что делает его самым длинным высокоскоростным поездом в мире. Решена и ключевая задача по созданию в России производства локомотивов с асинхронным тяговым приводом для пассажирского и грузового движения, обладающих увеличенным сроком службы, повышенной надёжностью и сниженной стоимостью жизненного цикла.

– Какая ещё новая техника создана в нашей стране?
– Более пяти лет российские железные дороги совместно с крупнейшими отечественными компаниями и научными институтами работают в области газомоторного локомотивостроения. Совместными усилиями создана научно-технологическая база для реализации инициативы государства по расширению использования газомоторного топлива. Самый мощный в мире газотурбовоз ГТ1h успешно прошёл испытания, он обладает уникальными техническими и экологическими характеристиками.
И на его базе мы впервые в мире создаём парк из таких машин.
А для эксплуатации на железнодорожных узлах в черте крупных городов, где действуют жёсткие нормы предельно допустимого загрязнения воздуха, предназначен маневровый газотепловоз ТЭМ19. Уровень вредных выбросов на нём снижен в четыре раза даже по сравнению с тепловозами нового поколения. Сейчас газотепловоз проходит подконтрольную эксплуатацию на Свердловской дороге.

– А что можно сказать о новшествах в вагоностроении и производстве другой железнодорожной техники?
– Уже начался выпуск грузовых вагонов для тяжеловесного движения, разработаны вагоны-хопперы с кузовом из композитных материалов, вагон-платформа для контрейлерно-контейнерных перевозок и ещё целый ряд перспективных конструкций грузовых вагонов. Впервые на российских дорогах появились двухэтажные пассажирские вагоны производства Тверского вагоностроительного завода.
Кроме того, создана новая линейка путевых машин высокой производительности, впервые освоен выпуск различной техники на комбинированном ходу. А самоходные диагностические комплексы российского производства для мониторинга инфраструктуры при скоростном движении (скорость до 200 км/ч) и тяжеловесном движении (нагрузка на ось 26 тонн, скорость до 90 км/ч) не имеют равных на дорогах «пространства 1520».
Опыт организации высокоскоростного движения показал необходимость оснащения диагностическими комплексами и высокоскоростных электропоездов «Сапсан». На предстоящей конференции «Железнодорожное машиностроение: партнёрство производителей 1520 и 1435» будет подписано соглашение о сотрудничестве в области организации комплексной диагностики состояния инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта между ОАО «РЖД», «Сименс АГ» и НПЦ «Инфотранс».

– Чем компания «РЖД» может сегодня гордиться?
– Например, оценкой энергоэффективности среди железных дорог ведущих экономических держав мира. В этой сфере, по данным Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, ОАО «РЖД» уверенно удерживает лидерство в пассажирских и грузовых перевозках.
В последние годы особое внимание уделяется направлениям, связанным с созданием интеллектуальных систем управления, применением спутниковых технологий для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и навигационной поддержки инфраструктуры. Примером высокого уровня таких разработок стала интеллектуальная система управления движением поездов, успешно отработавшая в период проведения XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Эксперты Международного олимпийского комитета отметили чёткую работу железнодорожного транспорта. Выполнение графика составило 99,6%.
Аналогичную систему планируется внедрить на Малом кольце Московской дороги. Не уступает лучшим мировым образцам и интеллектуальная система управления движением поездов «Автодиспетчер» на линии Москва – Санкт-Петербург. Дальнейшее развитие получила технология организации движения грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям «ЭЛЬБРУС». Этот проект является логическим продолжением автоматизированной системы управления поездопотоками на направлении «Полигон». Важной составляющей в системах управления и обеспечения безопасности движения стали спутниковые технологии. В ОАО «РЖД» они рассматриваются не только как один из элементов структуры интеллектуального транспорта, но и как государственная задача создания гарантированного и стабильного рынка отечественных потребителей системы ГЛОНАСС.

– А что можно сказать об УРРАНе?
– Разработанные межгосударственные и национальные стандарты, методики устанавливают комплекс требований и подходов, которые впервые в России и на постсоветском пространстве позволяют реализовать полнофункциональную и эффективную систему управления надёжностью и безопасностью железнодорожной техники на основе оценки рисков. УРРАН стал составной частью системы поддержки принятия решений руководителями для оценки эксплуатационной деятельности инфраструктурных хозяйств и локомотивного комплекса, а также обоснования финансово-экономических и технологических эффектов при планировании и реализации инвестиционных проектов.

– Компания играет важную роль и в стандартизации?
– За последние десять лет принципиально изменилась система стандартизации. В ОАО «РЖД» она практически создана вновь. По инициативе компании сформированы технические комитеты по стандартизации «Железнодорожный транспорт»: национальный – ТК 45 и межгосударственный – МТК 524, в работе которых принимают участие порядка 400 предприятий и более 1500 специалистов в области стандартизации. В августе этого года вступили в действие технические регламенты Таможенного союза в области железнодорожного транспорта. Компанией организована также разработка комплекса межгосударственных и национальных стандартов, устанавливающих требования безопасности к объектам железнодорожной инфраструктуры. Всего разработано 300 ГОСТов, ГОСТРов и сводов правил.

– Железнодорожный транспорт становится всё более «интеллектуальным», а что для этого делается?
– В первую очередь ОАО «РЖД» внедряет интеллектуальные системы управления перевозочным процессом. Активно применяются высокоточные координатные системы, использующие спутниковые технологии, внедряются высокоточные цифровые модели пути и объектов инфраструктуры. Они находят широкое применение как в диспетчерском управлении движением, так и в организации содержания ремонта инфраструктуры. Для обеспечения независимости от конкретных производителей, в том числе иностранных, ОАО «РЖД» перешло на варианты проектирования ответственных систем управления движением поездов с использованием открытости как программного продукта, включая алгоритмы, так и использования стандартных унифицированных аппаратных средств. Оба этих варианта позволяют говорить о локализации производства, причём обеспечивая её на высочайшем уровне современных технологических решений. Широкое внедрение микропроцессорных систем выдвигает на первое место вопросы обеспечения кибербезопасности систем управления железнодорожным транспортом. В числе прочих мер предусматривается разработка нормативной базы, обеспечивающей открытость алгоритмов исходных кодов и переход к российским технологиям проектирования и сопровождения ответственных систем управления.

– Что заставило компанию заниматься инновациями?
– Эксперты утверждают, что монополии не заинтересованы в техническом развитии своих отраслей. Однако в настоящее время ОАО «РЖД» входит в число лидеров российских инноваций. Почему же возникло такое противоречие? Особенностью деятельности ОАО «РЖД» является то, что, действуя в рыночной конкурентной среде, компания лишена возможности самостоятельно устанавливать плату за свои услуги. За последние двадцать лет рост цен на продукцию машиностроения и энергоносители многократно превысил динамику повышения железнодорожных тарифов. Результатом стали высокий износ основных фондов и прогрессирующее моральное старение технических средств. Стало очевидным, что в новых условиях для повышения эффективности железнодорожного бизнеса и конкурентоспособности железных дорог требуются создание и внедрение инновационных технологий, соответствующих мировому уровню. Необходима была организация фундаментальных и прикладных исследований, создающих научную основу долгосрочного инновационного развития ОАО «РЖД».
В компании была сформирована система инновационного менеджмента, обеспечивающая полный цикл внедрения проектов: от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки их результативности. В вопросах инновационного развития ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с высшими учебными заведениями, Российской академией наук, научными учреждениями, Российским фондом фундаментальных исследований, государственными корпорациями и бизнес-сообществом.

– А что тормозит прогресс – нехватка идей или законов и нормативов?
– На мой взгляд, главным тормозом прогресса является самоуспокоенность отдельных руководителей и специалистов, действующих по принципу «меня и так всё устраивает». К сожалению, не так много людей, способных генерировать новые идеи. В инновационном процессе очень важна постановка задачи, надо уметь формулировать цели: что, когда и как мы хотим достигнуть в определённой области. Полноценная разработка технических требований и технического задания – это 50% успеха. И крайне важны работа на этапе доводки образцов до заявленных параметров, отладка нового технологического процесса. Здесь успех приносит не только творческая «жилка» специалиста, но и убеждённость, желание вдохнуть в проект жизнь.

– На инновации ОАО «РЖД» тратит средства, сопоставимые с затратами крупнейших зарубежных компаний. Какой эффект это даёт?
– Да, мы одна из немногих российских компаний, которая по объёмам вложений в НИОКР стоит в одном ряду с ведущими мировыми корпорациями. Затраты на научные исследования и разработки составили в 2013 году более 7,2 млрд руб. (0,53% к выручке) и сохранились на уровне 2012 года.
С 2003 года количество охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности в холдинге возросло почти в 7,5 раза, а первоначальная стоимость нематериальных активов с 12 млн руб. в 2003 году выросла более чем в 1000 раз. Увеличены и объёмы патентования наших разработок за рубежом.
Объективно оценить результаты инновационного развития компании позволяют ключевые индикаторы эффективности. Так, доля приобретаемых инновационных технических средств за 10 лет выросла с 0,2 до 46%, рост производительности труда за этот период составил более 90%, нергоэффективность перевозочного процесса повысилась более чем на 21%, размеры тяжеловесного движения увеличились более чем в 10 раз. И это подтверждает правильность выбранного курса.

– А что представляет ОАО «РЖД» на выставке «Иннотранс-2014»?
– В нашей экспозиции представлены география инфраструктурных проектов компании, проекты развития БАМа и Транссиба, опыт реализации уникальных инфраструктурных проектов в олимпийском Сочи, перспективный проект развития Московской кольцевой железной дороги, проекты организации интермодальных грузовых перевозок, развития логистических технологий. Посетители выставки могут совершить виртуальные экскурсии по локомотивам 2ЭС10, ЭП20, газотурбовозу ГТ1h 002, высокоскоростному поезду «Сапсан» и электропоезду «Ласточка». Осмотреть экспозицию передвижного выставочно-лекционного поезда и познакомиться там с инновационными решениями в области создания локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, реализации инновационных технологий в ресурсосбережении и экологии. Представлены передовые разработки наших специалистов в области управления перевозочными процессами и ещё ряд интересных интерактивных материалов.

Беседовал Валерий Осипов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30