24 июня 2021 16:16

Плати или ходи пешком

Минтранс, в который уже раз за последние годы, решил побороться с пробками, отсутствием парковок и дорог в России. Все мало-мальски  крупные города заставят заняться комплексным планированием дорожного строительства, организацией выделенных полос для транспорта, зон платной парковки и даже платного въезда в центр.
На едином портале правительственных законопроектов появился проект закона за авторством этого ведомства «Об организации дорожного движения». Он обязывает все города России с населением больше 10 тыс. человек заняться составлением транспортных генпланов на ближайшие 15 лет. По сути, этим никто и нигде в нашей стране в последние годы специально не занимался. Конечно, во многих городах есть градостроительные планы, кое-где власти даже пытаются их соблюдать. Но комплексной организацией дорожного движения в России ещё не занимался никто.

Документ обяжет власти разработать такие планы, провести их публичные слушания и согласовать их с властями соседних городов и регионов. И что же в итоге мы получим?

В каждом городе власти должны будут спланировать движение транспортных потоков, при этом предпочтение должно отдаваться общественному транспорту. Для автомобилистов должно быть предусмотрено достаточное количество парковочных мест. При этом закон позволяет создавать так называемые зоны специальной организации дорожного движения, в которые войдут районы города с наиболее напряжённым автомобильным трафиком. В этих зонах может быть введён полный запрет на въезд, а также организован платный въезд или проезд только в отдельные дни недели или в определённое время суток. Кроме того, властям городов предлагается предусмотреть платные парковочные места в тех районах города, где жители оставляют много машин.

Подобная аналитическая и организационная работа, конечно, стоит денег. Например, для такого крупного города, как Москва, стоимость контракта по разработке комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) доходит до полумиллиарда рублей. В целом по России затраты на реализацию программы могут достигать 10 млрд руб.

Но самые главные расходы для региональных бюджетов последуют после того, как утверждённые в мэриях и на публичных слушаниях решения придётся претворять в жизнь. Деньги понадобятся как на развитие общественного транспорта, так и на организацию бесплатных парковочных мест, не говоря уже о строительстве новых дорог. В Минтрансе верят, что часть денежных проблем регионов можно решить за счёт введения платного въезда в «особые зоны» в центре города и платных парковок в загруженных городских районах. А результатом внедрения законопроекта станет не только рост ежедневных парковочных расходов автовладельцев, но и общеэкономический эффект, «связанный с более эффективной организацией дорожного движения», который в ведомстве оценивают в 1,3 трлн руб., или около 2% ВВП.

Впрочем, это не первая глобальная государственная программа, призванная раз и навсегда решить проблемы с общественным транспортом, пробками и парковочным бардаком в наших городах. Амбициозный «общероссийский план по борьбе с пробками» разрабатывался Минтрансом в 2010 году, неоднократно пересматривались ГОСТы по дорожному строительству. Градостроительные нормативы и сегодня обязывают власти строить в достаточном количестве дороги и парковочные места в городах. Однако мало что из этих требований исполняется.

Идея платного въезда в центр города принадлежит отнюдь не российским чиновникам. В других странах бороться с пробками и пополнять городской бюджет таким образом начали ещё в 70-е годы прошлого века. Платить за въезд в центр надо в таких мегаполисах, как Лондон, Стокгольм, Сан-Франциско, Милан, Сингапур. Однако в некоторых городах систему пришлось отменить.

Платный въезд в центр Лондона, пожалуй, самый хрестоматийный пример. Британская столица – самый крупный в мире город, где существует такая система.

Идея введения платы за проезд в центре британской столицы особой популярностью не пользовалась никогда. На её обсуждение ушло порядка 10 лет. Автолюбители данную меру так и не одобрили, «за» выступали лишь пешеходы, экологи и водители общественного транспорта. Критики говорили о том, что никакая плата за въезд на исторические улицы, которые строились исключительно под конный транспорт, от пробок не избавит и введение платы просто способ заработка.

Однако 17 февраля 2003 года бывший мэр Лондона Кен Ливингстон всё-таки решился брать плату с водителей. Побором в 5 фунтов обложили каждую въезжающую машину. Оплатить въезд очень просто – это можно сделать заранее через Интернет, по мобильному телефону, на любой городской бензозаправке, в почтовом отделении, в маленьких магазинчиках и киосках города. Причём оплатить поездку можно и на следующий день.

Водители ругались, но камеры работали исправно, неплательщики получали штраф в 120 фунтов, и поток движения снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%.

Кроме того, Лондон неплохо заработал. Для реализации программы (на установку камер и организацию дополнительного транспорта) потребовалось $280 млн, но теперь программа приносит $440 млн в год. Плата за въезд в центр Лондона подскочила до 10 фунтов. А если оплачивать въезд постфактум, то стоимость будет составлять 14 фунтов с машины. В 2007 году платная зона была расширена на западную часть города – престижные районы Кенсингтон и Челси.

Ливингстон решил было повысить плату с дорогих и крупногабаритных внедорожников до 25 фунтов, однако не успел этого сделать. На следующих выборах он просто лишился своего поста. Плату за внедорожники так и не повысили, зато автомобили с гибридными двигателями и электромобили стали путешествовать по Лондону бесплатно. Пару лет назад британская комиссия по транспорту констатировала, что плата за въезд не спасла город от пробок.

Новый мэр Лондона Борис Джонсон даже поговаривал об отмене платы в некоторых районах, но так и не сделал этого. Ситуацию для водителей облегчает тот факт, что платный въезд действует лишь по будням с 7 утра до 18 часов вечера. А проживающие в центре британской столицы платят в городской бюджет на 90% меньше. Однако, по данным соцопросов, 63% лондонцев выступают против любой платы за въезд в центр города.

А например, в Гонконге система платного въезда просуществовала с 1983 по 1985 год, против неё проголосовал городской парламент, так как жители города платить не желали. То же произошло и в Эдинбурге, здесь система работала с 2003 по 2005 год и была отменена в связи с отрицательными итогами общегородского референдума.


Окончание см. на 3-й полосе
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30