24 июня 2021 12:53

Специальный проект 'Под знаком качества'

Время решений

Новые идеи, внедряемые в подразделениях, должны приносить ощутимые результаты

На сентябрьской видеоконференции по вопросам бережливого производства было презентовано много хороших и разных проектов.
Один из них – оптимизация подготовки воды для котельной Центральной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» – даже стал причиной появления в сетевом конкурсе новой номинации, поощряющей за внедрение современных технологий. О таких проектах надо говорить, пропагандировать их, а на других изучать развитие самого процесса бережливого производства в компании.


Замах на рубль…

В Комсомольской дистанции гражданских сооружений Дальневосточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений первый проект бережливого производства запустили в 2012 году. Он на 34 минуты сократил время выгрузки вагонов и принёс годовой эффект пока в несколько тысяч рублей.

Но, как говорится, лиха беда начало. В том смысле, что дальше будет лучше, главное – стартовать. И действительно, в следующем году, по словам начальника этой дистанции Виктора Рафановича, плодотворная работа по улучшению процессов производства пошла сразу по двум направлениям. Оборудование места столяра на восемь минут сократило изготовление одного изделия, а замена ламп накаливания на энергосберегающие снизила потребление электричества. В суммарном объёме оба процесса дали около 70 тыс. руб. годового эффекта.

Казалось бы, умельцы дистанции в 2014 году должны были, по логике поступательного процесса приобретения опыта и навыков бережливого производства, легко побить все прежние рекорды, но увы… Пока в денежном выражении их успехи даже не дотягивают до 30 тыс. руб. экономии и вряд ли значительно вырастут до конца года.

В чём же дело? Почему арифметика не работает, а логика процесса хромает?

В этом году, как рассказал Виктор Рафанович, в дистанции снова оптимизировали процесс снижения себестоимости продукции и энергосбережения, то есть шли прежним проторенным путём. Однако, как известно, всему есть предел, в том числе и улучшению технологий. Они ведь не неисчерпаемый источник совершенства, и позитивные изменения зависят от многих причин, в том числе и таких, которые не решить силами только одной дистанции. Поменяли одни лампы на энергосберегающие, поставили светодиодные. А дальше что? Ждать, пока учёные изобретут вечный бесплатный источник энергии?

Или взять успешное применение в дистанции инструмента бережливого производства 5С. В 2015 году его планируется внедрить на всех участках подразделения. А кто сказал, что использование инструмента бережливого производства можно однозначно считать его самостоятельным проектом? Здесь тонкий вопрос и хрупкая грань, как и в вопросе, что первично – яйцо или курица. Однако на производстве не проводят философские диспуты.

Если проекты приносят прибыль компании, если привлекают предпринимателя, если растёт грузооборот, значит этот проект работает, а не только даёт экономический эффект.

Иначе получается, что проект существует ради проекта, для галочки, в общем, процесс ради процесса. Для того чтобы в дистанции могли сказать, что мы не белые вороны, а, как все, стройными рядами идём в предписанном направлении. Но это уже формализм, не имеющий отношения к программам бережливого производства, в конце которого тупик. Образно выражаясь, при таком раскладе замах будет на рубль, а удар – на копейку.

В дистанции это поняли. Свидетельством того, что в процессе бережливого производства предприятие действует неформально, стала заявка на участие в сетевом конкурсе. На него подразделение предложило проект «Совершенствование процесса деревообработки в деревообрабатывающем цехе Комсомольской дистанции гражданских сооружений (изготовление обрезной доски из необрезной)».

Помочь дистанции повысить эффективность проектов могла бы региональная дирекция. Её возможности намного шире, больше опыта у специалистов. Хотелось бы, чтобы и на следующей видеоконференции через год об этой дистанции вспомнили и рассказали, как здесь идут дела. Дирекция, помимо новых проектов, возвращалась бы к старым и демонстрировала их динамичность и жизнеспособность.


Семь раз отмерь…

На полигоне дистанции для применения идей бережливого производства свои масштабы. Результаты подразделений аккумулируются в дирекции. По словам начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Леонида Туровчука, начиная с 2012 года количественные и качественные показатели демонстрируют постоянный рост. Только в этом году планируется реализовать 11 проектов улучшений с общим экономическим эффектом 10 млн руб. Направления проектов самые разные – от организации цеха по изготовлению железобетонных фундаментных блоков на Волховстроевском региональном участке до огнезащитной обработки зданий собственными силами на Петрозаводском полигоне.

Как объяснил Леонид Туровчук, исходя из целей дирекции большинство проектов направлены на обеспечение содержания объектов пассажирской инфраструктуры, а значит, и огнезащитная обработка тоже.

Однако здесь возникает масса вопросов. Если понимать слова «собственными силами» буквально, то огнезащитная обработка будет проводиться работниками дирекции. Ведь только тогда появляется смысл экономии от проекта. Не надо заказывать дорогостоящие услуги специалистов, которые применяют недешёвые, но надёжные материалы. Другое дело, что для своих сотрудников на производство таких работ надо получить специальную лицензию так называемого второго вида деятельности на противопожарные мероприятия. Ещё необходимо обучить «свои силы» искусству правильно наносить огнезащитное покрытие, знать и выбирать его состав. А такая учёба проводится уже не бесплатно, значит, уже пошли затраты. К тому же обучать придётся не несколько человек, а больше. Работники уходят в отпуск, они увольняются и болеют. Значит, необходим запас «собственных сил», а это ещё больше трат на учёбу. За лицензией придётся побегать, готовить документы, доказывать право и необходимость её получения, а это уже время, оно тоже дорогого стоит. Особенно при подготовке к пожароопасному периоду, тогда каждая минута на счету. К тому же периодически лицензию надо подтверждать, а это практически такой же процесс, что и изначальное получение такого документа. Короче говоря, всё непросто и неоднозначно. Однако если в Октябрьской дирекции пассажирских обустройств уверены в эффективности проекта, значит всё просчитали заранее. В том числе и такой момент, как ответственность. Дело в том, что огнезащитная обработка зданий проводится в целях стойкости горючего материала (дерева, пластика и т.д.) к огню. В случае пожара разгораться они будут дольше, чем необработанные, и смогут уцелеть к приезду пожарных. Если эту процедуру делают специалисты, они выдают заказчику соответствующие документы для гарантии своей работы перед собственником здания. В случае применения «собственных сил» такие гарантии берёт на себя руководитель подразделения. Не думаю, что в Октябрьской дирекции найдётся много таких смельчаков.

Здесь, как говорится, чем принимать такой проект и браться за него, лучше семь раз отмерить. К тому же совсем необязательно высасывать улучшения производственных процессов из пальца. В дирекции они уже есть и работают. Один из них – в сфере ремонта пассажирских платформ. Он тоже реализуется своими силами с использованием тротуарной плитки собственного производства. Этот проект принёс подразделению в 2013 году успех на сетевом конкурсе.

Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30