23 июня 2021 11:46

Правила – не догма

Давно назрела необходимость изменить сроки доставки грузов

По данным Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», сегодня установленные договорами сроки доставки грузов соблюдаются на 87%. В этом году на большинстве дорог повысили скорости доставки на 70 км в сутки по гружёным вагонам, по порожним – на 68 км в сутки. Всё шире используется движение грузовых поездов по расписанию.
«Нам удалось достичь 46% маршрутизации поездов, а по уровню вагонооборота мы превысили показатели сети СССР 1989 года», – сказал начальник Управления движением – заместитель начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Анатолий Кужель. Но сроки доставки грузов нередко нарушаются из-за задержки поездов в пути следования. При этом почти 60% задержано по причинам, зависящим от грузополучателя и грузоотправителя, а не от перевозчика. Это несвоевременный приём грузов, а также порожних вагонов, которыми забиты пути на станциях. В связи с этим, по мнению специалистов ОАО «РЖД», необходим пересмотр ряда положений Устава железнодорожного транспорта и Правил перевозки, касающихся сроков доставки и определения ответственности за их нарушение. Предлагается, к примеру, считать порожние вагоны доставленными в срок, если до истечения указанного срока доставки перевозчик подал грузополучателю уведомление о прибытии порожних вагонов на станцию назначения.

Пора изменить и правила исчисления сроков доставки грузов и собственных порожних вагонов со станций Крыма в связи со сложным маршрутом. Необходимо также учитывать увеличение расстояния перевозки в связи с обходом участков, закрытых для ремонтных работ. Предложен также ряд пунктов, учитывающих переадресовку, а также вынужденные задержки в случае повреждения вагонов, аварии на путях необщего пользования и в ожидании перевалки на суда в порту.

А начальник юридического управления ЦФТО Игорь Бычков обратил внимание на то, что «сам порядок расчёта сроков доставки при внесении поправок в правила не меняется, предусматриваются лишь случаи увеличения сроков доставки». Нормативный срок доставки рассчитывается по всем известным правилам. Параграф 5-й лишь уточняет, в каких ситуациях применяется увеличение срока доставки. В новых правилах, считает он, должны учитываться условия перевозки в Калининград через Белоруссию и Литву и в Крым через Украину. Непонятно, почему перевозчик, не имея возможности повлиять на железнодорожные администрации соседних стран, несёт ответственность перед грузополучателями за просрочку доставки груза. Или, если срок доставки вагона истекает на промывочно-пропарочной станции, которая является чьей-то частной собственностью, почему перевозчик должен отвечать на претензии? «Дополнительные изменения, которые мы предлагаем, – говорит Игорь Бычков, – связаны и с переадресовкой груза. Если она затягивается и вагон простаивает по вине грузоотправителя на станции переадресовки, то почему по истечении 11 суток нам предлагают полностью выплатить тариф за перевозку – такие условия совершенно несправедливы. Мы предлагаем также добавить одни сутки к времени доставки порожняка в Кузбасс, который перенасыщен грузовыми станциями, подавать его на погрузку. Кроме того, предлагаем уравнять сроки перевозки опасных грузов и порожних вагонов, следующих из-под опасных грузов».

Компания сегодня находится в неравных условиях по сравнению с другими видами транспорта: она несёт фактически 100-процентную ответственность за нарушение обязательств. На других видах транспорта она ограничивается либо 50 процентами, либо ещё меньше, а с некоторых штраф взыскать просто невозможно. Специалисты РЖД предлагают снять несправедливые претензии и снизить ответственность перевозчика до 50% тарифной платы. Эти предложения в полной мере отражают транспортные реалии и ту конъюнктуру, которая сложилась на рынке транспортных услуг. Кстати, ОАО «РЖД» с 2011 года просит Минтранс России изменить Правила доставки грузов. И вот только сейчас появился проект такого документа.

Выступления представителей РЖД вызвали острую полемику. Операционный директор ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы» Михаил Иванов заявил: «Увеличение сроков доставки будет юридическим основанием для замедления продвижения грузов. Для РЖД это – минимизация своих рисков, но не решение вопроса в целом. Количество претензий уменьшится, а ситуация не улучшится». А президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов заметил, что отсутствуют предложения по ускорению отправки грузов. Отсюда он сделал заключение, что говорить о клиентоориентированности компании рано.
«Если дать характеристику тому, что предлагается, то это меры защитного характера, с помощью которых перевозчик защищается от тех явлений, с которыми в последнее время столкнулся, – убеждён Александр Сапронов, исполнительный директор Первой грузовой компании. – Это меры экстенсивные, они влекут за собой нагрузку на инфраструктуру, потому что потребуется больше вагонов для перевозки того же объёма груза, и возможное удорожание перевозки. А хотелось бы мер организационных и технологических, которые были бы направлены на совершенствование взаимоотношений участников процесса перевозки».

На это Анатолий Кужель возразил: компания «РЖД» прилагает все усилия к тому, чтобы скорости росли, потому что замедление невыгодно экономически, оно увеличивает расходы на перевозку.

Руководитель департамента ИПЕМ Владимир Савчук подтвердил, что в последние годы скорость перевозок растёт, сказывается консолидация усилий грузоотправителей и перевозчика. На маршруте Кемерово – Магнитогорск перевозки идут со скоростями более 700 километров в сутки на расстояние свыше 2000 км. Но, по его мнению, не надо всё сводить только к изменению сроков доставки, нужны и другие поправки в нормативной базе. Сейчас, например, нет легальных способов решения проблемы отстоя порожняка на ключевых станциях сети.
«Я очень рад за отрасль, что мы прибавили в скорости, что есть положительная динамика благодаря маршрутизации, – сказал заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи ФАС Евгений Реутов. – Хочу напомнить, что у РЖД есть один мощный рыночный инструмент – это тарифный коридор. Предоставьте скидку – и более половины участников рынка согласятся на увеличение срока доставки». Он напомнил и о возможности размещения подвижного состава на путях необщего пользования в случае затоваривания станции порожняком. Предприятия промышленного железнодорожного транспорта получат возможность на этом зарабатывать. А грузоотправитель сможет держать резервный порожняк поблизости и не гонять его через всю страну. Это поможет разгрузить инфраструктуру от излишка подвижного состава.

Главной новостью «круглого стола» стало то, что Первая грузовая компания сняла свои претензии к ОАО «РЖД». И впредь предъявлять их не собирается. Как сказал Александр Сапронов, «ходить по судам – это тупиковый путь, и мы от него ушли».

Подводя итог «круглого стола», можно сказать, что основное внимание участников дискуссии было сконцентрировано на повышении скорости и уменьшении сроков доставки грузов. Была отмечена работа по совершенствованию перевозочного процесса, которую провела компания «РЖД» в последнее время. Есть движение вперёд, и это вселяет определённые надежды. Что касается изменений Правил перевозки, их надо рассматривать как восстановление некоей исторической справедливости и здравого смысла.

Артур Берзин


Список участников
Ирина Безгодова, специалист коммерческой дирекции ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»
Светлана Белышева, специалист коммерческого отдела ООО «БалтТрансСервис»
Наталья Борисова, менеджер по логистике ООО «Стура Транспорт»
Андрей Бородин, руководитель научно-технического комплекса по управлению перевозками ОАО «НИИАС»
Игорь Бычков, начальник юридического управления Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД»
Олег Васечко, первый заместитель генерального директора ЗАО «РТХ-Логистик»
Владимир Васильев, начальник управления маркетинга ООО «Транспортная компания «Вагонпарк»
Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников
Евгений Домбровский, руководитель департамента логистики ЗАО «Сибирский антрацит»
Владимир Драчев, начальник отдела соглашений международных и смешанных перевозок грузов Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления перевозками – филиала ОАО «РЖД»
Михаил Еремин, эксперт АСКОП
Дмитрий Журавлев, главный специалист отдела логистики Управления оперативного учёта и логистики ОАО «НОВАТЭК»
Михаил Иванов, операционный директор ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы»
Александр Казанцев, заместитель начальника Управления коммерческой работы и нормативного обеспечения в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»
Анатолий Кужель, начальник Управления движением – заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»
Эдуард Кшняйкин, заместитель начальника управления маркетинга, ООО «Транспортная компания «Вагонпарк»
Виталий Леонтьев, начальник отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ЗАО «Алькон»
Ирина Ольховская, заместитель директора ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»
Альберт Поляков, начальник отдела логистики ООО «Холдинговая компания «Башбетон»
Алексей Полянский, начальник отдела развития ООО «Холдинговая компания «Башбетон»
Евгений Реутов, заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи ФАС России
Александр Ретюнин, главный редактор газеты «Гудок», ведущий «круглого стола»
Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий
Александр Сапронов, исполнительный директор ОАО «ПГК»
Алексей Соков, заместитель генерального директора ООО «Белый Раст»
Алексей Черненко, заместитель директора по перевозкам ООО «КузбассТрансЦемент»
Дмитрий Чибисов, заместитель начальника департамента по расчётам с ОАО «РЖД» ОАО «НПК»
Александр Швагерик, заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «ЛУКОЙЛ-Транс»
Юлия Юдина, начальник департамента ОАО «НПК»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30