17 июня 2021 02:01

Плоды либерализации

Железнодорожная отрасль Германии выиграла от направленных на увеличение конкуренции реформ.
Согласно проведённому банком Deutsche Bank исследованию открытие немецкого железнодорожного рынка для частных игроков менее чем за 20 лет позволило увеличить долю негосударственных линий в сети страны до 26,4% в пассажирском и 33,2% – в грузовом сообщении. Производительность перевозок благодаря этому также существенно возросла.

Либерализационные реформы в железнодорожной отрасли начались в Германии ещё в 1994 году. Тогда негосударственные пассажирские линии составляли лишь 2,4%, а грузовые – 1,2% всей сети. Спустя десять лет их доля в общем объёме выросла до 12% и 9,6% соответственно. А в последнее десятилетие частная грузовая инфраструктура вырвалась вперёд, заполучив треть всей сети по итогам 2013 года. Негосударственные пассажирские линии же немногим превысили четверть от их общего объёма.

Более интенсивная конкуренция положительно сказалась на эффективности транспорта и в конечном счёте на его производительности. Так, с 2005 по 2013 год производительность пассажирских перевозок выросла более чем на 25%, а грузовых – не менее чем на 19%, на их динамике сказался кризис 2009 года.

Эксперты Deutsche Bank Эрик Хейман и Бенедикт Франц отмечают, что интересным второстепенным аспектом, выявленным в ходе исследования, стал низкий рост производительности в сегменте дальнемагистральных пассажирских перевозок, в котором доля собственности частных игроков увеличилась очень незначительно за длительный срок. «Правда, есть несколько причин для различий в производительности. Тем не менее нет никаких сомнений, что конкуренция, очевидно, хороша для общего бизнеса», – заключают эксперты.

Частным перевозчикам также удалось отвоевать небольшую долю общего рынка у автотранспорта в течение последних лет. При этом общая конкурентоспособность железнодорожного транспорта Германии заметно выросла по отношению к нему за счёт увеличения производительности.

В заключении исследования следует вывод о необходимости увеличения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и её содержание, а также о важности предсказуемых субсидий для регионального транспорта.

Кирилл Сотников

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30