27 ноября 2021 03:19

Секунда до катастрофы

Профессиональные действия бригады позволили избежать крупного ЧП

К середине августа на Кубани установилась удушающая жара. К 14-му числу ртутный столбик зашкалил за 40. В этот день локомотивная бригада эксплуатационного депо Тимашевская в составе машиниста Дмитрия Каракая и помощника Павла Богданова отправилась в рейс с пассажирским поездом № 595 Екатеринбург – Анапа.
– Мы должны были отправляться позже с другим составом, но кто-то из ребят заболел, и в 14.55 мы отправились из Тимашевска, – вспоминает сегодня Дмитрий.

Путь был не дальним, всего до станции 9 км, где состав должен был подхватить тепловоз, но этот короткий рейс стал самым запоминающимся в жизни бригады.

Дмитрий Каракай, можно сказать, с детства в депо. Его отец Владимир Анатольевич работал здесь же, не раз брал с собой сына. Первая поездка на локомотиве состоялась у Дмитрия, когда он ещё не отпраздновал свое пятилетие.
– Я здесь в депо каждый уголок знаю, мальчишками всё облазили, – смеётся он. – Смело можно сказать, что это второй дом. И с самого детства даже мысли не было чем-то другим заняться. Знал – буду машинистом.

Так и случилось. Через три дня после дембеля молодой старший сержант танковых войск уже отправился на курсы машинистов. Учёбу совмещал с работой: за плечами Ростовская дортехшкола и уже пять курсов Ростовского университета путей сообщения, из помощника переквалифицировался в машинисты и, откатав положенное в грузовом движении, перешёл в пассажирское, стал машинистом 2-го класса.

Павел Богданов тоже прикипел к железной дороге с детства.
– Мы с мамой отправились на поезде в гости к родственникам на Алтай и долго-долго ехали поездом, – говорит он. – Это было настоящее путешествие, тогда и полюбил дорогу, мечтал, что когда-нибудь сам буду водить поезда.

Начал работу в 2004-м со слесаря подвижного состава. После учёбы стал помощником машиниста с правом управления. Совсем уже скоро ожидает обкатку – детская мечта воплотится в жизнь, он станет машинистом.

Вместе работают парни недолго, с июля этого года, к 14 августа и месяца ещё не прошло со дня формирования бригады.
– Это хорошая бригада, – считает начальник эксплуатационного локомотивного депо Тимашевская Юрий Хлебников. – Не потому, что они справились с ЧП, хорошо работали они и до этого, как, впрочем, и многие другие наши сотрудники.

В тот день поезд уже простучал колёсами по половине запланированного пути. Шли по перегону Полтавская – Ангелинская.
– Там есть такое место, где на мост через речку заходишь снизу, а после моста сразу спускаешься, – объясняет Дмитрий. – Из-за этого дорога впереди просматривается неважно.

К мосту подходили с установленной скоростью, шли порядка 105 км/ч при разрешённых 120. Взобрались на подъём и увидели подстерегающую впереди беду. Выброс пути! Рельсы ушли в сторону, как показалось на первый взгляд, больше чем на метр. А до них всего 50–70 метров – ничто для несущегося поезда. Потом, когда состав уже прогрохотал по злополучному месту и комиссия изучала место ЧП, первоначальная оценка подтвердилась – выброс на метр.
– Мысль в голове была одна – за спиной 362 человека, и это не считая поездной бригады, – чуть ли не хором отвечают Дмитрий и Павел на вопрос, о чём подумали, увидев приближающуюся катастрофу.

Экстренное торможение. Время, казалось, замедлилось, а потом – удар. Дмитрий, вцепившись в кресло, остался на месте, а Павла откинуло в угол кабины.
– Почему-то в этот момент неожиданно вспомнил, как в детстве на качелях катался, – признаётся Павел.

Остановившись, доложили по рации о случившемся всем, кому положено, включая начальника поезда и поездного диспетчера.

Осмотрев состав, выяснили, что сошло с рельсов три вагона.
– Шестой сошёл не сильно и стоял ровно, а вот 9-й и 10-й уже углом стали, ещё чуть-чуть – и могли перевернуться, – говорит Дмитрий.

Вместе с начальником поезда и поездной бригадой успокаивали пассажиров.

Всех перевели в первые пять вагонов и отправились дальше по маршруту.
– Я потом прослушал, как был соблюдён регламент переговоров, – рассказывает Юрий Хлебников. – Ребята ни на йоту не отошли от правил, всё выполнили в точности, как будто и не с ними только что это произошло. Потом, конечно, волновались, но только после того, как всё необходимое было сделано.

Проведённое расследование специальной комиссией подтвердило, что локомотивная бригада выполнила все необходимые правила и инструкции. Возможно, именно это и ещё отменная реакция – на принятие решения было меньше секунды – помогли предотвратить тяжкие последствия.

После схода за госпитализацией не обратился ни один пассажир.
– Позже выяснилось, что в этом поезде ехал парикмахер, у которого всё время стрижётся моя жена, – улыбается Николай. – Когда узнал, что поезд мы вели, долго благодарил.

В отрасли их действия оценили по достоинству. Бригада награждена часами президента ОАО «РЖД».
– Мы этого, конечно, не ожидали, ведь просто делали свою работу, за которую получаем зарплату, так что вдвойне приятно.

На вопрос, не повлияло ли происшедшее на их желание работать на «железке», – уверенное отрицание. С магистралью связана бригада накрепко. Да и дети у обоих подрастают и, похоже, уже выбрали себе будущее. Богдану Богданову семь, он уже бывал с отцом на работе, правда, не в рейсе, но с локомотивом знаком. А трёхлетний Иван Каракай уже отличает марки электровозов и знает локомотив своего отца. А значит, династии продолжатся и в отрасли не иссякнут достойные люди.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30