24 июня 2021 11:35

Собрать металлолом

И купить новую машину со скидкой

За четыре месяца дилеры продадут 170 тыс. новых машин, уверен глава Минпромторга. Поможет им в этом Программа обновления автопарка, стартовавшая в сентябре. С её особенностями разбиралась обозреватель «Гудка. Пятница» Александра Посыпкина.
Отечественный авторынок продолжает стремительное падение, и надежды на его самостоятельную реанимацию нет. Чтобы хоть как-то его поддержать, Минпромторг решил обратиться к опыту прошлых лет.

В кризисные годы (2010–2011) спрос удалось поддержать с помощью программы утилизации автохлама. Изобретать велосипед ведомство не стало, но и полностью копировать эксперимент трёхгодичной давности тоже не захотело.

В сентябре было объявлено о старте Программы обновления парка автотранспортных средств, которая продлится всего четыре месяца. Сменилось название, но суть прежняя. За сданную в утиль машину вы получаете льготу на покупку новой.

Только на этот раз все расчёты с потребителями будут проводить автодилеры.

Именно они выплачивают компенсацию покупателям, которые смогут не только сдать машину в утиль, но и обменять её по программе трейд-ин (когда старое авто вы сдаёте дилеру в счёт уплаты первого взноса за покупку). Правда, теперь вам выплатят на 10 тыс. меньше.
«Таким образом дилер оправдает затраты на оформление документов и сдачу в утилизацию вашей машины», – объясняет начальник отдела аналитики аналитического агентства «Автостат» Андрей Топтулин.

Пока дилеры платят покупателям свои деньги. И дело тут вовсе не в их щедрости. Позже государство компенсирует продавцам потраченные средства субсидией. Получается, что продавцы дают своеобразный кредит государству.
«Сейчас авторынок переживает кризис, особенно страдает массовый сегмент. С помощью программы производителям будет легче реализовать товар. Да, сейчас они потеряют в марже, но при этом продадут машины, на которые потом будут продавать запчасти и обслуживать в своих же сервисах», – объясняет генеральный директор «Ауди Центра Варшавка» ГК «АвтоСпецЦентр» Роман Приходько.

В момент первой волны утилизации Роман Приходько работал в компании «Шкода», и тогда, по его словам, спрос смогли восстановить только благодаря господдержке.

Удастся реанимировать авторынок и в этот раз, уверены эксперты, а автопроизводители уже подсчитывают грядущий доход.
«Ульяновский автомобильный завод по программе планирует продать не менее 17 тыс. автомобилей. И обеспечить полную производственную загрузку предприятия до конца года», – уверен генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов.

По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, за неделю, прошедшую с момента объявления о старте программы, было подано 4470 заявок от физических и юридических лиц.
«При сохранении такой динамики есть основания прогнозировать увеличение производства автомобильной техники в текущем году более чем на 170 тыс. единиц», – заявил глава ведомства.

Компенсация по сравнению с прошлой программой не изменилась. Максимум 50 тыс. руб. за легковушку и 350 – за грузовик. Больше и не надо, считают эксперты, ведь экономика страны за последнее время пережила множество стрессов, и благосостояние населения упало.

Конечно, сумма кажется смешной, если вы собираетесь менять не сильно старую иномарку, которая даже на вторичном рынке стоит около 400 тыс. руб. Но тогда три года назад основной контингент, воспользовавшийся программой, сдавал еле живые «Запорожцы» и «Копейки». Они были рады этим 50 тыс. руб.
«На рынке множество старых автомобилей на ходу за 15–20 тыс. руб. И даже за такую сумму их никто не покупает», – объясняет Андрей Топтулин.

Модифицированная программа особенно актуальна для сегмента коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж.
«Если мы берём средние грузовики, то обещано больше 300 тыс. руб., притом что цена на рынке за подержанные модели в основном не превышает 80 тыс. руб. Поэтому сумма выплат вполне адекватная», – говорит эксперт.

Кроме того, многим просто лень возиться с продажей ненужного автохлама, и они не упустят шанс поменять его с доплатой на новое. Такой подход полностью оправдывает название новой программы – «обновление автопарка».
«Сегодня около 40% легкового и почти половина коммерческого транспорта в России имеют возраст больше десяти лет», – говорит Андрей Дутов, замглавы Минпромторга.

По данным гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, из полутора миллионов грузовых автомобилей компании, находящихся в эксплуатации, 730 тыс. старше 15 лет.

Тем не менее рынок подержанных автомобилей растёт. За последние полгода он увеличился на 12%.

Компенсация за утилизацию пусть и действенный инструмент, но его недостаточно, говорят специалисты. В июне ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направляла в Минпромторг письмо с просьбой возобновить программу льготного автокредитования, которую ведомство свернуло в декабре прошлого года. Ассоциация предложила не только возобновить программу, но и расширить ценовой коридор приобретаемого автомобиля до 1 млн руб. (вместо 750 тыс. руб.). Но это уже возможность для тех, кому сдавать в утиль нечего.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30