15 июня 2021 14:59

Вместе дешевле

Популярный способ путешествия в Европе добрался и до России

Современные путешественники редко выходят с рюкзаком на дорогу, чтобы поймать попутку до моря. Они ищут компаньонов для поездок в Интернете. Это движение называется райдшеринг. В отпускной сезон этого года он начал набирать популярность в России.
Чистая случайность

Когда студентка Алла Чигракова опоздала на поезд Ярославль – Москва, она начала искать способы добраться до столицы вовремя. В Интернете девушка наткнулась на онлайн-сервис совместных поездок. За 300 руб. водитель предлагал довезти до Москвы.
«Было страшно: незнакомый человек, мало ли что. Но на сайте были его данные, фото, номер телефона. И я позвонила, – рассказывает Алла. – Оказалось всё не так страшно». Теперь из Москвы в Ярославль и обратно она добирается только так. На счету шесть поездок, и пока с попутчиками и водителями везло.


Межгород в тренде

Для большинства россиян райдшеринг – явление сомнительное и опасное. Кажется, что это тот же автостоп, просто перенесённый в интернет-пространство. Но это не так. За границей райдшеринг – это не приключение на попутках, а система, где люди объединяются на специализированных онлайн-сервисах, чтобы помогать друг другу. Пассажиры за относительно небольшую плату доезжают до пункта назначения на автомобиле, а водители компенсируют свои затраты на бензин.

Европейцы предпочитают такой способ путешествия поездам и самолётам. Сервисы регулярно фиксируют всплеск заявок и новых маршрутов, когда начинаются забастовки транспортных работников.

Для сообщества попутчиков в Европе организована инфраструктура. Например, во Франции местные власти создают специальные стоянки, чтобы водителям и пассажирам было проще договориться о встрече, а в некоторых американских городах попутчики могут пользоваться полосами для общественного транспорта. В Германии дошло до того, что в прошлом году таксисты объявили забастовку, выражая недовольство популярной услугой, которая ставит под угрозу весь их бизнес.

Наши чиновники тоже попытались организовывать стоянки, как во Франции, но инициатива так и осталась на стадии обсуждения.
И это неудивительно, ведь в нашей стране существует всего пара интернет-сервисов для поиска попутчиков, и монополистом считается международная компания BlaBlaCar, которая вышла на наш рынок в феврале этого года.
«За первые три месяца мы собрали более 250 тыс. регистраций. Такого успешного старта не были ни в одной стране.

В августе уже было больше полумиллиона. Судя по всему, за год наша аудитория вырастет в три раза», – рассказывает руководитель BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко.

Чаще всего пользователи предлагают поездки из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань. В разгар лета популярным было направление Москва – Сочи. Хотя встречаются и международные переезды. Многие ездят из Москвы в Ригу и из Питера в Хельсинки. Диджей из Москвы Дмитрий Чередников в этом году отправился на машине в Тольятти. Одному ехать не хотелось: тяжело, грустно, да и бензин дорогой, вспоминает молодой человек. «Взял с собой трёх попутчиков. Они оказались весёлыми ребятами, позитивными, очень адекватными и совершенно безбашенными: умудрились забыть дома паспорта. Но тем не менее доехали без приключений», – рассказывает водитель. Первая поездка оказалась удачной.

В планах Дмитрия путешествие в Питер и Ярославль.
«Иногда можно обнаружить совсем необычные предложения, – рассказывает Алексей Лазоренко. – Один пользователь предложил за 4 тыс. руб. довезти до Парижа. Причём ехать он собирался не на обычном автомобиле, а на одной из самых дорогих марок – Bugatti Veyron. «Правда уже через два часа после публикации он снял объявление. Видимо, ему оборвали телефон», – говорит Алексей Лазоренко.

Райдшеринг больше рассчитан на междугородные переезды в несколько часов, многодневные путешествия встречаются реже. Среднее расстояние, на которое ездят люди, – 350 км. Такое путешествие обходится пассажирам в 400 руб.

На другом, менее популярном сервисе gowithme.ru можно даже выбрать водителя, который подвезёт вас в черте города, правда, пока запросы оставляют только жители Москвы.


Идеальная компания

Сервис рассчитан на поиск идеального попутчика. И это главное отличие райдшеринга от обычного автостопа. Чтобы найти компаньона для путешествия, надо зарегистрироваться на сайте. Новый пользователь проходит верификацию через мобильный телефон и электронную почту. Также он добавляет свое фото и марку автомобиля, информацию о себе, подключает профиль из социальной сети, чтобы потенциальные попутчики могли оценить степень его открытости.
«В конце поездки водители и пассажиры ставят друг другу оценки и пишут комментарии, которые видят остальные пользователи. Кроме того, пассажиры анонимно оценивают водительские качества своих попутчиков, которые влияют на общую репутацию пользователя», – уточняет Алексей Лазоренко.

Когда вы определяетесь с направлением, забиваете на сайте запрос. И система предлагает водителей с подходящим маршрутом. Иногда водители публикуют свои требования: нельзя курить в машине или провозить домашних животных, требуются болтливые попутчики, чтобы было не скучно. Определившись с водителем, можете ему звонить и договариваться о встрече. Цену, за которую человек готов вас подвезти, он указывает на сайте и менять её по ходу поездки уже не должен.

Впрочем, если вы решили опубликовать свое предложение о поездке заранее, не рассчитывайте сразу получить шквал звонков. По словам «блаблакарщика» Павла Цуканова, активизируются пассажиры за день до поездки. «Этот сервис интересен тем, у кого поездка возникает спонтанно», – говорит он. Первый раз он подобрал пассажиров, когда ехал из Санкт-Петербурга в Самару. «Обратно я ехал из Самары в Москву, уже потом в Питер, и каждый раз набивалась полная машина попутчиков», – вспоминает Павел. Правда, пока представить себя попутчиком он не готов, говорит, что водителем оно как-то спокойнее.

Казалось бы, у инициативы сплошные плюсы: весело и экономно. Но есть и риски как для водителей, так и для пассажиров. Первые берут на себя ответственность за попутчиков, вторые вынуждены довериться водительскому мастерству незнакомца. Впрочем, все пользователи, с которыми удалось побеседовать, признались, что сначала с опаской и недоверием отнеслись к такому путешествию, но в итоге у них всё сложилось удачно.

Александра Посыпкина




Детали
Первая волна райдшеринга (от англ. ride – «поездка» + share – «делиться») возникла в 1942 году, когда в США резко возросла цена на бензин, а людям надо было как-то передвигаться по стране. Вторая волна пришлась на кризис 1990-х годов. Тогда водители пытались хоть как-то сократить траты на поездки, подбирая попутчиков. В середине нулевых возникла третья волна райдшеринга, когда поиск попутчиков перешёл в Интернет. Эта тенденция стала ещё одним проявлением шеринг-культуры. Поколение 2000-х предпочитает не владеть вещами, а брать их в аренду.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30