19 октября 2021 19:27

Лучшая в жизни

На БАМе Виктор Дьяков стал мастером на все руки

Виктор Дьяков, который сегодня работает осмотрщиком-ремонтником вагонов пункта технического обслуживания Северобайкальск, помнит дорогу века от первого колышка и укладки «золотого звена» на разъезде Балбухта до нынешних дней. За эти десятилетия он кем только не работал, но неизменно на Байкало-Амурской – лучшей дороге в его жизни.
На БАМ Виктор Дьяков приехал вместе с родителями из-под Томска, где его отец Иван Климентьевич в составе СМП-338 строил одну из железнодорожных веток. Как только было принято решение проложить магистраль от Байкала до Амура, семья вместе с другими, такими же отчаянными энтузиастами, отправилась на ударную стройку.
– На станции Ния-Грузинская, как её тогда называли, как раз создавался ставший потом известным на всю страну СМП-581, давший БАМу несколько Героев Соцтруда. Десятый класс я ещё не окончил, завершал среднее образование в вечерней школе. Учителей привозили из Звёздного на вертолёте, а на госэкзамены нас повезли на тряском грузовике «Урал», – рассказывает о событиях почти 40-летней давности Виктор Иванович.

Первая запись в его трудовой книжке датирована 15 октября 1975 года – «ученик электрика СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой». На более серьёзную должность 16-летнего паренька было не оформить. Так начиналась бамовская биография Виктора Дьякова.
– Затем меня перекинули рабочим на склад, а ещё через несколько месяцев руководство поезда решило, что мне нужно получить настоящую рабочую специальность, и меня направили учиться на газоэлектросварщика в город Шелехов Иркутской области. Через год вернулся, а тут передислокация поезда в Северобайкальск. Подцепили к трелёвщику вагончик и поехали на новое место, – смеётся бамовец.

В вагончике, кстати, и комсомольско-молодёжную свадьбу справляли, когда спустя несколько месяцев к Виктору из Шелехова приехала невеста Светлана.
– Сделали «пристройку» из большой армейской палатки, чтобы побольше гостей вместилось, – вот и все наши свадебные апартаменты. Но столько тёплых, искренних поздравлений я, пожалуй, больше не услышу, – с грустинкой в голосе говорит Дьяков.

Дух той эпохи, настоящей дружбы, таёжного братства не забывается и спустя десятилетия.
– Что больше всего запомнилось из тех бамовских времён?.. Вот это время больше всего и запомнилось: люди были совсем другие – добрые и сплочённые. Если у кого-то праздник, натягивали тент между вагонами и праздновали. Если у кого-то беда, так же дружно приходили на помощь. Совсем иная атмосфера была, – светлеет лицом Виктор Иванович.

Молодые легки на подъём. Вот и Дьяков не отказывался от трудной работы. Когда потребовались рабочие руки, чтобы прорубить просеку к самому первому Мысовому тоннелю для прокладки технологической дороги, Виктор перешёл в бригаду вальщиков леса Владимира Волкова. Сначала был напарником бригадира, помогая валить вековые деревья, потом и сам сдал экзамен на вальщика и получил персональную бензопилу.
– Выучиться помог отец, он ведь тоже вальщиком был. Так несколько месяцев рядом работали, – говорит Дьяков.

А после просеки и пилорамы пришла повестка в армию. У Виктора и Светланы к тому времени родилась дочь, вот-вот должен был появиться на свет второй ребёнок.
– Призыв уже заканчивался, все, как говорится, хорошие места заняты, а нас, бамовцев, человек 15 – ребята на все руки мастера: водители, трактористы, плотники, столяры, сварщики, каменщики… Вот и «угадали» в стройбат в Комсомольск-на-Амуре строить какой-то секретный завод, – вспоминает Виктор Иванович.

Но служить ему довелось всего несколько месяцев: став дважды отцом, Дьяков демобилизовался.

А после в его жизни был разъезд Балбухта – тот самый, где сомкнулись рельсами Восточный и Западный участки БАМа, где было уложено «золотое звено».
– После армии мне сразу сказали, что очень нужны люди на звеносборку. Так я стал монтёром пути в бригаде Славы Бритикова. Мы шили звенья, а бригада Героя Соцтруда Александра Бондаря их укладывала. Гостей, знаменитостей за это время у нас перебывало – не счесть, от корреспондентов, в том числе иностранных, отбоя не было – мы ведь были на самом главном направлении, – рассказывает бамовец.

29 сентября 1984 года, когда на Балбухте встретились две бригады путеукладчиков – Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые столько лет шли навстречу друг другу, Виктор Иванович был в числе почётных пассажиров поезда, который прибыл на торжественную укладку последнего звена.
– Приехал на праздник и лётчик-космонавт Валентин Лебедев. Заходим в вагончик, а там столы накрыты: чашки с чёрной икрой, кружки сливочного масла, хлеб, ну и, естественно, водка, коньяк. Как говорится, ничего лишнего, но с бамовским размахом, – улыбается Виктор Иванович.

Северобайкальск не отпустил Виктора Дьякова и после окончания строительства БАМа. В 1992 году он устроился в вагонное депо и пошёл по второму кругу: плотник, проводник, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник вагонов, старший смены. За два с лишним десятилетия через его руки прошли многие тысячи грузовых и пассажирских вагонов. К медали за строительство БАМа и Золотому знаку ЦК ВЛКСМ добавились именные часы начальника дороги, президента ОАО «РЖД».
– Мне грех обижаться на судьбу. Работал рядом с замечательными людьми, – признаётся Виктор Иванович. – Дети выросли и живут рядом. Квартиру я получил, когда ещё работал в поезде: успел, образно говоря, запрыгнуть в последний вагон, когда квартиры ещё давали бесплатно.

Мы выходим к памятнику строителям-первопроходцам. Он ведь как раз в честь таких, как Виктор Иванович Дьяков, – людей из 1975 года, так перевернувшего их судьбы.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30