23 июня 2021 00:02

Хорошая подготовка к зиме – лучшая страховка от аварий

Северная дорога первой на сети начала отопительный сезон

Котельные на Северной дороге начали подавать тепло на свои объекты. В Воркуту уже пришла зима – по ночам там минусовые температуры.
Олег Плужников, начальник Центральной дирекции по тепловодо-снабжению ОАО «РЖД»
– Олег Васильевич, а что представляет собой система теплоснабжения на этой магистрали и какие задачи она выполняет?
– Северная дирекция по тепловодоснабжению отвечает за обслуживание 79 котельных, 11 центральных тепловых пунктов (ЦТП) и более 115 км
магистральных сетей. Они расположены в семи субъектах Федерации. Наши котельные, помимо объектов ОАО «РЖД», снабжают теплом муниципальные предприятия, обогревают и населённые пункты.

– А где находится самая северная котельная?
– На станции Елецкая близ Воркуты. В прошлом году там запустили новую угольную котельную мощностью 4,5 МВт (3,9 Гкал/ч). Она оснащена автоматизированной системой управления, автоматической подачей каменного угля к котлам и шлакоудалением. Её обслуживают 22 человека. Котельная обеспечивает теплом локомотивное депо, здание дистанции электроснабжения и ещё более десяти объектов.

– Интересно, как в приполярных областях прокладываются наружные коммуникации? И в каком они сегодня состоянии?
– Для инженерных сетей на Севере применяется главным образом надземная прокладка вне территории застройки. Выбор схемы инженерных коммуникаций зависит от многих факторов. Так, в водопроводной сети необходимо на всех участках обеспечить постоянную циркуляцию с достаточной скоростью для предохранения воды от замерзания. А трасса канализационной сети во многом зависит от рельефа местности. В тундре, где ландшафт почти плоский, необходимо устройство станций перекачки. При разработке тепловых сетей надо стараться избегать подземной внутриквартальной прокладки.
В Северной дирекции процент износа объектов теплоснабжения составляет 45%, объектов водоснабжения и водоотведения – 58%. Мы занимаемся их обновлением. Кроме инвестиционных программ ОАО «РЖД», внедряются пилотные проекты с привлечением внешних инвестиций.

– Какие работы были выполнены этим летом?
– Произведены все необходимые работы: текущий ремонт основного технологического оборудования объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения объектов, промывка систем тепловодоснабжения и водоотведения, ревизия и ремонты запорной арматуры, комплектации резервного оборудования. Обеспечен аварийный запас материалов, проведены проверка и наладка оборудования, а также гидравлические испытания наружных трубопроводов котельных, центральных тепловых пунктов и внутренних систем отопления.

– А что делается для перехода на более экономичные виды топлива?
– Помимо ввода в эксплуатацию в 2013 году инновационной угольной котельной на станции Елецкая, проводится газификация котельной крановых мастерских на станции Данилов. Кроме того, утверждена инвестиционная программа на 2014–2017 годы по газификации котельных на станциях Ростов-Ярославский, Филино, Сосногорск, Микунь. Также решён вопрос по строительству блок-модульных угольных котельных на станциях Коноша-1, Коноша-2 и Сольвычегодск. Всё это будет осуществляться с привлечением сторонних инвесторов.

– Как решаются задачи энергосбережения и теплосбережения?
– В ходе выполнения в 2010–2014 годах заданий в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» на объектах Северной дирекции установлены восемь автоматизированных ЦТП. Они смонтированы на станциях Котлас, Иваново, Ярославль-Главный, Кулой, Исакогорка. В 2012–2013 годах на дороге введена в эксплуатацию автоматизированная система комплексного учёта топливно-энергетических ресурсов железной дороги (АСКУТЭР).
В котельных установлены приборы учёта, с помощью которых можно определить реальную выработку и отпуск тепловой энергии. Автоматизированная система в режиме реального времени учитывает, сколько воды тратится на подпитку систем отопления или горячего водоснабжения, которыми пользуются наши потребители. Это позволяет планировать и учитывать затраты энергоресурсов.

– На Севере любая авария или сбой в работе котельных могут обернуться серьёзными последствиями. Что предусмотрено на этот случай?
– При выходе из строя насосного оборудования или котельной установки отпуск тепловой энергии будет осуществляться с помощью резервного оборудования. На случай сбоя подачи электроэнергии котельные оснащены резервными линиями электроснабжения или дизельными генераторными установками. Создан аварийный запас материалов. На весь отопительный период организовано круглосуточное дежурство на котельных и ЦТП. Все неисправности, возникшие в ходе эксплуатации объектов тепловодоснабжения и водоотведения, устраняются оперативно в течение суток. А при возникновении аварийных ситуаций, которые сложно устранить собственными силами, будут привлекаться специализированные организации. В бюджет заложен резерв финансовых средств на случай различных ЧП.

– Что предусмотрено для того, чтобы облегчить работу северян суровой зимой?
– Для облегчения работы в зимний отопительный период необходима прежде всего качественная подготовка объектов к работе, проводимая в межотопительный период. Для уменьшения рисков замерзания трубопроводов тепловых сетей применяются предизолированные трубы, производится прокладка трубопроводов с электрообогревом. На существующих трубопроводах при восстановлении изоляции применяются новейшие материалы. С целью облегчить эксплуатацию объектов строятся автоматические тепловые пункты, скважины с устройством частотно-регулируемого привода и автоматической очисткой питьевой воды, где участие персонала минимальное и сводится к диспетчерскому управлению технологическими процессами. Кроме того, работники, занятые работой на открытом воздухе в условиях Севера, обеспечиваются качественной утеплённой спецодеждой.

Беседовал Валерий Осипов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30