15 июня 2021 15:39

Радикальная мультимодальность

Польская пассажирская железнодорожная компания (PKP Intercity) столкнулась с оттоком пассажиров. За 7 месяцев она потеряла почти три миллиона человек. Не очень хорошо складывается ситуация и у компании, которая занимается пригородными перевозками, – там падение составило 7,3%. Как пишут польские СМИ, всё это результат того, что в стране кардинально обновляется сеть автомобильных дорог и поляки всё чаще предпочитают поезду свои машины.

Перед PKP Intercity встал вопрос: что делать? И он был решён радикально: компания запустила 52 автобусных маршрута по новенькой бесплатной автотрассе Варшава – Лодзь, и есть планы расширить эту практику по другим направлениям. Поскольку автобусы в этом случае обходятся гораздо дешевле, время в пути оказалось меньше, руководители компании довольны результатом. Пока, правда, они говорят, что это временно и автобусные маршруты будут вводиться лишь на тех участках, где идёт ремонт железнодорожного полотна или где пассажирское движение отменено. Но конкуренты им, разумеется, не верят. И действительно, кто будет добровольно отказываться от более доходного бизнеса?

С одной стороны, неплохо присмотреться к этому опыту. На сети, особенно в европейской части страны, совершенно точно есть маршруты, которые можно заменить автобусным сообщением, создав СП с региональными властями.

Но с другой – нужно понимать, что бесплатных обедов не бывает. Если это кому-то выгодно, то, очевидно, есть и пострадавшие. И этим пострадавшим является бюджет. В России, к примеру, автомобильный транспорт является счастливым получателем государственных дотаций. Радость его омрачается лишь тем обстоятельством, что таких «счастливцев» много и они вынуждены стоять в очереди (пробках) за практически дармовым ресурсом. Все транспортные налоги и акцизы на топливо не покрывают и 25% того, что государство тратит на строительство и поддержание автомобильной инфраструктуры. У нас среди развитых государств самая низкая себестоимость перевозки тонны груза на 10 км автодороги. До недавнего времени РЖД даже способствовали развитию конкурентов, платя акцизы в дорожные фонды с топлива для тепловозов.

Очевидно, подобное положение сейчас и в Польше. Поляков интересует вопрос, не приведёт ли такой транспортный дисбаланс к значительному сокращению железнодорожной сети, а в перспективе и к её ликвидации. Возможно, для относительно небольшой Польши это и не будет проблемой. Но для России такой вариант явно неприемлем.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30