19 июня 2021 08:19

Предложен бестраншейный способ ведения подземных работ

В последнее время в транспортном строительстве всё более широкое применение находят новые технологии. Например, в дорожной насыпи с помощью бурильных установок делают так называемый горизонтальный прокол для прокладки различных коммуникаций.
Данные методы позволяют не прерывать движение поездов или автомобилей даже на короткое время, а после проведения работ восстанавливать верхнее строение пути или дорожное покрытие.

Однако при горизонтальном бурении насыпей важно не допускать образования полостей в грунте, чтобы избежать в дальнейшем его проседания. К сожалению, применяемые в настоящее время технологии пока не гарантируют такой результат. Не случайно только в Москве за последние несколько лет произошло более двух десятков провалов дорожного полотна, причиной которых стали подземные работы.

Решение проблемы нашли специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения, предложившие вести проходку отверстий в насыпях при помощи трубы с открытым передним торцом. Её можно забивать в грунтовой массив пневмомолотом или вдавливать гидродомкратами.

Причём, как показали проведённые учёными вуза исследования, второй способ предпочтительнее, поскольку он исключает вибрацию и сильный шум при проведении работ. Для удаления из трубы выбираемого грунта сотрудники СГУПСа предлагают использовать сжатый воздух или воздушно-жидкостную смесь.

При этом на переднем торце трубы нужно установить насадку в виде герметичной круговой камеры с одним входным отверстием для подачи выталкивающей среды и несколькими выходными, равномерно распределёнными по внутреннему периметру трубы. Тогда при образовании грунтовой пробки останется только подать в насадку по отдельному трубопроводу сжатый воздух или воздушно-жидкостную смесь, которые выдавят излишки почвы в рабочий котлован.

В ходе экспериментов специалисты университета установили, что предлагаемая бестраншейная технология подходит для прокладки в дорожных насыпях с высокой точностью труб диаметром до 300 мм. Важно, что при проведении работ не требуется дорогостоящее буровое оборудование, не происходит обводнения котлованов.

А главное, в грунте не образуются пустоты, способные вызвать провал дорожного покрытия или верхнего строения пути. Благодаря этому повысится безопасность движения поездов и автомобилей по трассам, на которых проводились какие-либо подземные ремонтные и строительные работы.

Андрей Стрельцов
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30