22 июня 2021 17:50

Новаторами не рождаются

В эксплуатационном вагонном депо Бирюлёво Московской дороги внедрили рационализаторское предложение «Организация пункта подготовки грузовых вагонов по станции Бирюлёво-товарная». С июня пункт начал проводить ремонт в рабочем режиме. А уже в июле обновил 37 вагонов.
На вопрос о причинах появления этого пункта главный инженер бирюлёвского депо Абидин Умаров ответил коротко: «Жизнь заставила».

Несколько месяцев назад депо поручили проведение текущего ремонта ТР-1. Своей площадки у предприятия не было. Приходилось гонять вагоны к соседям в Люблино, где имелась возможность подлатать технику. На перегоны уходили время, недешёвое топливо, «сжигался» эксплуатационный ресурс маневрового локомотива. Раньше с ситуацией этой мирились, так как объёмы перевозок были невелики.
– Рост вагонопотока поставил перед нами задачу создания собственного пункта подготовки вагонов в Бирюлёво-товарная, – говорит начальник технического отдела Сергей Сулимов.

За решение проблемы взялись рационализаторы. Один из них – слесарь-электрик депо Алексей Горбунов.

Рацпредложений у него так много, что он и сам со счёта сбился. Например, в прошлом году Алексей предложил приспособление, уменьшающее разброс гравия при разгрузке вагонов. Раньше рассыпавшийся камень собирали вручную, а теперь даже веником подметать не надо.
– В техническом творчестве важно наличие специального образования, – говорит мастер ремонтно-механического участка Александр Соколенко. – Тот же Горбунов мог бы внести ещё больше предложений, будь у него такая подготовка. Но, к сожалению, за его плечами только средняя школа.
– Сметку, природный талант изобретателя никто не отменял, – возражает Сергей Сулимов. – Без этого рационализатор не состоится.

Как тут не согласиться… Скажем, у исполняющего обязанности старшего осмотрщика-ремонтника вагонов Вячеслава Непрокина высшее образование по специальности вагонника имеется, а новых предложений нет, хотя работает в депо уже пять лет. Причину Вячеслав называет честно: «Не думал над этим».

На что слесарь-электрик Алексей Горбунов замечает:
– Рационализаторами не рождаются. Людей учить этому делу и привлекать к нему надо.

И учат, и привлекают. Раз в квартал весь коллектив депо проходит специальные двухчасовые занятия о рационализаторстве. Кроме того, опытных новаторов прикрепляют к молодым, «зелёным» работникам для того, чтобы передать им знания, обсудить технические идеи…

В прошлом году на предприятии поощрили материально и ценными подарками 18 рационализаторов. Но, увы, разбогатеть у них пока не получается.
– За последнее предложение я получил пять тысяч рублей, – с улыбкой говорит Алексей Горбунов. – Почти одна шестая зарплаты. Но жена Надежда заметила. Похвалила. И вдохновила на новые «подвиги». Ей приятно, что её муж и зарабатывает, и занят творчеством, и на производстве отмечен.

За создание пункта подготовки вагонов вся группа новаторов из четырёх человек получила 32 тыс. руб. На ремонтное оборудование для этого пункта было потрачено 164 тыс. руб. А когда его запустили, экономия составила 300 тыс. руб. Согласитесь, эффект заметен сразу. Если в июле количество отремонтированных вагонов приближалось к сорока, то в августе, по словам Абидина Умарова, оно увеличилось до 70.
– Рационализатор всё-таки работает не денег ради, хотя они тоже не помешают, – считает Сергей Сулимов. – Но движет этими людьми потребность в техническом творчестве, в реализации своих способностей.

По его мнению, поощрить новаторов можно и путёвками в санаторий, и билетами в театр, и другими приятными сюрпризами.

Пунктом подготовки вагонов круг свежих идей в этом депо не ограничивается. Мастер текущего отцепочного ремонта Владислав Сорокин, к примеру, предлагает создать к зиме специальную подсветку, чтобы в холодные и короткие дни на пункте легче было осматривать труднодоступные места в вагонах.

Признаюсь, мне захотелось вернуться на станцию Бирюлёво, чтобы увидеть, как новые предложения изменят атмосферу и работу в депо.

Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30