20 сентября 2021 09:03

Безответственность

Цепочка нарушений инструкций привела к гибели человека

Из-за преступной безответственности трагически прервалась жизнь молодого бригадира моторвагонного депо Перерва Кирилла Герасимова. Ему было всего 20 лет.  
Первый и главный вопрос: как такое могло произойти? Чтобы объективно ответить на него, была создана специальная комиссия ОАО «РЖД» под руководством первого вице-президента компании Вадима Морозова. Члены комиссии детально, а главное, беспристрастно разбираясь в случившемся, анализировали каждую мелочь, каждый факт, давали оценки всем причастным лицам, невзирая на должности и стаж службы, пытаясь докопаться до истины. Она хоть и была вроде на поверхности, но дойти до самой сути оказалось делом нелёгким. Наконец-то члены комиссии расставили все точки над «i» и вынесли свой вердикт. Один штрих. Обсуждения порой были нелицеприятными и очень острыми, но разбор получился честным и открытым. Потому как, помимо понятия «честь мундира», существует и такое, как истина.

Вернёмся в начало августа. Служебным расследованием установлена вся хронология происшествия. Как сообщил начальник Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Сизов, 11 августа 2014 года в 11 часов 03 минуты при производстве маневровых передвижений на тракционных путях моторвагонного депо Перерва Московской дороги одиночным маневровым локомотивом ЧМЭ3 под управлением машиниста тепловоза Николая Мартышкина было допущено боковое столкновение на стрелочном переводе 419 с хвостовой частью электропоезда.

Николаю Мартышкину уже за сорок, то есть человек взрослый, со сложившимся характером и своим взглядом на жизнь. У него есть семья, ребёнок. Это важная деталь. И из таких деталей потом сложится чёткая и ясная картина произошедшего.

Расследованием установлено, что электропоезд прибыл в депо приписки без пассажиров. Планировалось переставить его на тупиковый путь. Получив план работы от дежурного депо, локомотивная бригада привела поезд в движение и проследовала к стрелочному переводу с ручным управлением, где остановилась для перевода стрелки по маршруту следования. Освобождённый бригадир Кирилл Герасимов во время этой остановки попытался сесть в рабочий тамбур хвостового вагона для осмотра электропоезда.

До трагедии оставалась 1 минута...

В 11.02 машинист Николай Мартышкин, не убедившись в незанятости пути, привёл тепловоз в движение задним ходом с набором скорости до 22 км/ч.

За 80 м до столкновения применил экстренное торможение с резким снижением скорости до 7 км/ч. Но это от столкновения не спасло: в 11 часов 03 минуты он допустил соударение тепловоза с электропоездом. Оба они получили механические повреждения. Но самое печальное – в том тамбуре, куда «въехал» локомотив, находился молодой бригадир Кирилл Герасимов. Он погиб.

Как установила комиссия, Николай Мартышкин приступил к работе, не получив от дежурного по депо маршрут машиниста и, что самое удивительное, без предрейсового медицинского контроля! Но самое страшное, что после случившегося при медицинском освидетельствовании машиниста было выявлено наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе в пределах 1,31 промилле, это в несколько раз превышает норму. Попросту говоря, машинист Мартышкин был пьян! Как понять этого человека? Это что – срыв или норма жизни?
– За контроллером пьяный машинист? Я давно уже такого не припомню! Случай из ряда вон выходящий, поэтому будем разбираться столько, сколько потребуется на это времени, распутывая весь клубок проблем, – подчеркнул первый вице-президент Вадим Морозов.

Вернёмся к биографии Николая Мартышкина. Стаж работы у него – 16 лет, имеет квалификацию машиниста 3-го класса. И уже это говорит о многом – повышать классность явно не стремился, возможно, тяги к учёбе не было или мешали другие увлечения. Почему перебрался с Урала в Подмосковье – неизвестно.

В моторвагонном депо Перерва он проработал всего четыре месяца – устроился 8 апреля 2014 года, а 11 августа стал виновником ЧП. До этого числился в штате эксплуатационного локомотивного депо Орск Южно-Уральской дирекции тяги. Там, судя по всему, замечаний по работе у него не было.

Но вот деталь, на которую никто из работников службы управления персоналом в депо Перерва не обратил внимания. Там не поинтересовались его семейными и бытовыми проблемами, хотя именно они очень часто приводят к эмоциональному всплеску в результате стрессовых ситуаций. Как потом выяснит комиссия, оказывается, в быту этот человек довольно часто вёл разгульный образ жизни, выпивал, устраивал дебоши и выяснял отношения с соседями и домочадцами. Значит, это был не временный срыв, а норма его жизни.

Возникает и другой вопрос, который заострили вице-президенты Шевкет Шайдуллин и Дмитрий Шаханов: как машинист Мартышкин попал в этот день на тепловоз? По всем инструкциям и нормативам его должны были отстранить от маршрута ещё во время предрейсового медосмотра. Оказалось, что кто-то вовремя не донёс до медпункта список машинистов, вызванных на явку, и медработник просто не знала о выходе Мартышкина на маршрут. Да и вообще какой, мол, с неё спрос, ведь в должности она работает всего-то два месяца? Но вице-президент Шевкет Шайдуллин посчитал этот аргумент не оправданием. А вице-президент Дмитрий Шаханов настоял на применении самых строгих мер в отношении руководителей кадровой службы моторвагонного депо вплоть до их увольнения.
«Этой трагедии нет и не может быть оправдания. Все причастные лица будут привлечены к ответственности в зависимости от степени вины», – констатировал первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, подводя итоги работы комиссии. Надо не допустить подобных случаев халатности, безответственности и вседозволенности в будущем. Все руководители должны извлечь урок из случившегося и усилить меры по безопасности движения, которая является главной частью нашей работы.

А Мартышкин, теперь уже бывший машинист, ответит за свои деяния перед судом.

Карен Агабабян

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30