21 июня 2021 08:07

Объёмные надежды

Заморозка тарифов на грузоперевозки негативно отразилась на судьбе людей и предприятий

Обстановка в Восточно-Сибирском филиале ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» остаётся непростой.
Наша газета писала о ситуации, связанной с планами руководства предприятий по сокращению персонала. В июне на центральной площади Слюдянки прошёл митинг против грядущего увольнения 166 человек из филиала завода «Ремпутьмаш». Усилиями профсоюзов и руководства Восточно-Сибирской дороги в ходе диалога с топ-менеджерами ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» масштаб сокращений удалось существенно уменьшить, но угроза безработицы по-прежнему витает над десятками работников. Об этом, в частности, говорили на читательской конференции «Гудка», которая прошла в эксплуатационном локомотивном депо Слюдянка.

В открытом письме коллектива филиала, которое было передано в редакцию, работники недоумевают, почему рентабельное предприятие, отработавшее в 2013 году с прибылью более 15%, за какие-то 7–8 месяцев 2014-го вдруг стало убыточным, что и повлекло за собой массовое сокращение. «Мы хотим, чтобы нас услышали те руководители, от которых зависит, будут ли наши дети сыты и одеты. Мы хотим работать и можем. Зачем и для чего нужно губить и уничтожать моногорода в Сибири и на Дальнем Востоке?!» – пишут работники.

Как подтвердил «Гудку» председатель профкома предприятия Юрий Кожевин, а затем и заместитель директора филиала по кадрам и социальной работе Игорь Сидоров, за июль и август действительно сокращены 73 человека, ещё девяти работникам выданы соответствующие уведомления. Для коллектива из 521 человека это немало.

Мэр Слюдянки Владимир Сендзяк, в недавнем прошлом железнодорожник, признаёт, что небольшой город не в состоянии трудоустроить такое количество первоклассных специалистов: «Те рабочие места, которые предлагает центр занятости, людей не устраивают. У нас средняя зарплата по городу чуть более 18 тыс. руб., а они получали в два раза больше. Вакансии ВСЖД тоже далеко не всем сокращённым подходят. Создать новые рабочие места в Слюдянке или в районе практически невозможно: мы находимся в центральной экологической зоне озера Байкал. Серьёзное производство здесь не построишь».

Разговаривать с попавшими под сокращение тягостно. Елена Кемах ремонтировала тяжёлую путевую технику, была и бригадиром, и мастером, в последние годы возглавляла подразделение маляров и плотников на участке покраски. Отмечена почётной грамотой начальника дороги, многими благодарностями. Трудовой стаж на предприятии – 25 лет. Сейчас она безработная.
«В моём подразделении сократили 14 человек из 18. Маляров – потому что у нас появилась какая-то фирма «Защита металла», которая стала заниматься покраской. Кто-то перешёл туда, но при этом лишился соцпакета, – рассказывает Елена Владимировна. – А мне найти другую работу в Слюдянке невозможно. Ехать куда-то в моём возрасте нереально. И в такой ситуации многие. Встала на учёт в центре занятости».

У слесаря центра сервисного обслуживания Сергея Коваля жизнь тоже прошла в Слюдянке. Начинал в локомотивном депо, 17 лет водил поезда, почти столько же лет отдал ремонтно-заготовительному цеху филиала.
«Таким, как я, найти себе место невозможно, «живых» предприятий у нас очень мало. Рядом Байкальск, где закрылся целлюлозно-бумажный комбинат. В общем, безработных в районе очень много, к тому же более молодых. Пока работаю, но что будет дальше, неизвестно. А ведь совсем недавно у нас было крепкое, стабильное предприятие», – недоумевает Сергей Михайлович.

Как известно, руководство филиала объясняет массовое сокращение численности и штата работников в Слюдянке снижением количества заказов со стороны ОАО «РЖД», чьи предприятия были основными заказчиками ремонта путевой техники. (Слюдянский филиал специализируется на капитальном, среднем, текущем ремонтах и сервисном обслуживании путевых машин, в том числе на изготовлении запчастей и деталей к ним, для Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог.) По словам главного инженера, который сейчас исполняет обязанности директора филиала, Вячеслава Маринченко, значительный спад объёмов работы имеет место не только в Слюдянке. Ситуация на первый взгляд парадоксальная: есть путевая техника, которую нужно ремонтировать для дирекций инфраструктуры, ремонта пути, но у них нет денег для оплаты услуг ремонтников. Дефицит средств, в свою очередь, вызван тем, что в этом году правительство не проиндексировало тарифы на грузоперевозки, в результате чего программу капремонта тяжёлой путевой техники пришлось значительно урезать.

По словам Вячеслава Маринченко, что будет с объёмами ремонта на следующий год, сейчас сказать сложно, если вообще возможно. «Нет никаких данных. Дирекции, видимо, ещё только готовят заявки на 2015 год», – пояснил он.

В Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути подтвердили: снижение объёмов финансирования всех видов ремонта действительно произошло, но всего лишь на 6,8%. По словам начальника сектора механизации Константина Калинина, более тревожит то, что это снижение продолжается: «В сезон в этом году на линию вышли 27 единиц с неисполненными видами ремонта, то есть тяжёлые виды ремонта мы откладываем на потом, что не может длиться долго. Поэтому на 2015 год просим выделить нам 130 млн руб. Но и самому филиалу «Ремпутьмаша» нужно работать более активно».

Как рассказали «Гудку» в Центральной дирекции по ремонту пути, трудоустройство работников с «Ремпутьмаша» на железнодорожные предприятия невозможно. «В настоящее время нет возможности загрузить работой путевую машинную станцию № 224 по ремонту земляного полотна на станции Слюдянка Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути, которая является единственным предприятием ЦДРП в этом регионе, – сообщил заместитель начальника ЦДРП Андрей Симаков. – Поэтому согласно программе оптимизации дирекции в 2014 году ПМС-224 будет оптимизирована путём присоединения к ПМС-291 на станции Нижнеудинск. База станции преобразуется в прорабский участок с численностью 106 человек. Сейчас там 170 сотрудников, ведётся работа по трудоустройству высвобожденных людей».

Между тем ситуация в филиале «Ремпутьмаша» может ещё более обостриться. По имеющейся информации, сокращения планируется продолжить, не исключён и переход с 1 октября на трёхдневный режим работы.
«Представьте себе семью из четырёх человек, в которой жена зарабатывает не более 7 тыс. руб. в месяц (в нашем городе женщина официально больше и не заработает), двое детей, один из которых ходит в отраслевой садик, другой – в школу, и муж, который работает в нашем филиале в режиме неполной недели. Если в 2013 году его заработок составлял 30–34 тыс. руб., в июле-августе около 20 тыс., то на трёхдневке его зарплата будет ещё меньше. Отнимем ежемесячные платежи – на какие средства одевать, обувать, кормить семью?» – обращаются к житейской арифметике авторы открытого письма.

Владимир Сендзяк, хорошо знающий историю нынешнего филиала, отмечает, что на состоянии предприятия отрицательно сказались и частая смена руководства, и недостаточно активный поиск резервов для сохранения коллектива. «Это не первый такой тяжёлый год, да и железная дорога прежде тоже снижала заказы, но раньше и монголам технику ремонтировали, и дизели делали для сторонних организаций, восполняли объёмы другой подсобной работой», – отметил глава города.

Председатель дорпрофжела на Восточно-Сибирской Александр Старцев согласен, что неполная рабочая неделя – это весьма существенная потеря заработка. «Здесь необходима многоплановая работа с правительством страны, с менеджментом компании, партнёрами предприятия. Нужно более активно искать заказы на стороне, работать и с самим коллективом», – считает он.

Наталья Кузина
Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Слюдянка – Иркутск


Дословно
Александр Еськов-Сосковец, заместитель генерального директора ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш»:

– В ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», безусловно, обеспокоены сложной социальной ситуацией в Восточно-Сибирском филиале. К сожалению, она обусловлена прежде всего объективными факторами, связанными с резким снижением объёмов ремонта от основного заказчика более чем на 30%, нежели деятельностью самого филиала. С конца 2013 года мы неоднократно поднимали вопрос о привлечении дополнительных заказов, особенно учитывая необходимость сохранения кадрового потенциала в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке, что принесло уже свой, хотя и неполный результат: удалось сохранить более сотни рабочих мест, которые ещё в январе 2014 года предполагались к сокращению. Более того, стоял вопрос о полном закрытии филиала – теперь он снят с повестки дня. Данная ситуация многократно обсуждалась с проф­союзной организацией на всех уровнях, наши совместные обращения также дают положительные результаты. Налажено взаимодействие с ОАО «РЖД» – часть сотрудников была трудоустроена на Восточно-Сибирскую дорогу, людям предлагаются вакансии в других филиалах ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» и на его дочерних предприятиях. На данный момент ведётся масштабная деятельность по формированию заказов на 2015 год.
Переход на неполную рабочую неделю является одним из способов избежать сокращений. Безусловно, при этом люди теряют в заработке, но иногда это бывает единственным шансом сохранить коллектив. Снижение объёмов ремонта специального подвижного состава на всей сети железных дорог носит временный характер, при этом формируется серьёзный отложенный спрос, который нужно будет удовлетворять. Сохранение профессионального и работоспособного коллектива является для компании приоритетом, поэтому мы рассчитываем, что машины плана 2015 года начнут поступать в ремонт уже в ноябре этого года, что позволит нам не допустить или по крайней мере минимизировать социальные последствия запланированных сокращений.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30