13 июня 2021 23:28

Поверхность дорог будет под контролем

До 15% дорожно-транспортных происшествий на автотрассах нашей страны связаны с их неблагоприятным состоянием, в том числе несоответствием ровности покрытия проезжей части установленным требованиям.
Решить одну из главных проблем инфраструктуры поможет разработка учёных Сибирского государственного университета путей сообщения.

Созданный специалистами вузовской лаборатории «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна» курвиметр «Ровность» позволяет быстро и очень точно установить фактический профиль поверхности дорожного покрытия. В качестве основного принципа работы прибора учёные использовали координатный способ определения геометрических параметров.

Устройство представляет собой ходовую тележку с расположенной на ней системой, содержащей гироскоп, акселерометры, спутниковую навигационную аппаратуру, датчик пути и компьютер. Совместная обработка координат обеспечивается синхронизацией спутниковой аппаратуры и блока гироскопов.

Величина пройденного пути определяется с помощью магнитов, установленных на обороте колеса. При вращении колеса они вырабатывают импульсы, которые передаются в компьютер. Для лучшей видимости прибора «Ровность» при работе на автомобильных дорогах он окрашен в яркий оранжевый цвет.

Все измерения рабочая бригада, состоящая всего из двух операторов, ведёт, перемещая устройство вручную по полосе движения на расстоянии 1 м от обочины. При этом определяются пространственные координаты текущего положения тележки и различные геометрические параметры поверхности дороги, в том числе величины неровностей по высотным отметкам.

Высокая детализация съёмки с шагом всего 5 см позволяет находить любые дефекты дорожного полотна и определять их точное местоположение. Благодаря этому неровности можно быстро устранить. В результате на автотрассах повысится скорость движения, увеличатся межремонтные пробеги автомобилей, снизятся расход топлива, износ шин и себестоимость перевозок, возрастут производительность автотранспорта и безопасность движения.

Новшество впервые успешно опробовали при сдаче в эксплуатацию участка северного обхода Новосибирска, а также при диагностике взлётно-посадочных полос в аэропортах Минеральных Вод, Новосибирска и Горно-Алтайска. По расчётам учёных СГУПСа, применение данного прибора позволит значительно снизить долю дорожно-транспортных происшествий, вызванных неудовлетворительным состоянием автомобильных трасс.

Андрей Стрельцов
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30