23 июня 2021 12:39

Дело табак

Проводники вынуждены бороться с вредными привычками клиентов

Законопроект о внесении изменений в антитабачное законодательство подготовлен к первому чтению в Госдуме. Он предусматривает расширение списка мест на объектах транспорта, где никотинозависимые граждане смогут предаваться своей привычке.
Законопроект предполагает, что на вокзалах можно будет курить. Но для этого собственник имущества должен будет оборудовать изолированные помещения и установить мощные системы вентиляции. Обсуждается также возможность разделения вагонов на курящие и некурящие. Почему возникли эти предложения, понять нетрудно – последствия введённого три месяца назад запрета на курение в поездах дальнего следования пассажиры оценивают неоднозначно.

По наблюдению поездных бригад курить пассажиры, конечно, стали значительно меньше. Люди стараются выходить на стоянках на свежий воздух. На маршруте поезда «Жигули» всего три стоянки – в Сызрани, Рузаевке и Рязани по 1–2 минуте. «Бедолаги успевают лишь затянуться – выдохнуть, и обратно в вагон», – рассказывает проводник этого поезда.

Аналогичная ситуация и с «Ласточкой», которая идёт из Санкт-Петербурга в Петрозаводск пять часов. Когда поезд делает единственную остановку на станции Свирь, пассажиры торопятся выйти на перрон. Проводникам приходится изрядно понервничать, зазывая пассажиров назад в поезд. Стоянка длится 10 минут.

Некоторые обладатели вредной привычки ночью не спят, толпятся в тамбуре в ожидании ближайшей остановки. «Они знают расписание наизусть и оповещают остальных товарищей по несчастью», – говорит начальник поезда Самара – Анапа Людмила Красоткина.

Однако далеко не все поезда делают остановки. Например, «Красная стрела» находится в пути восемь часов. Как рассказывает начальник поезда Александр Дымнич, приблизительно 70% пассажиров строго следуют букве закона, остальные 30% всё же пытаются курить в поезде.
«Увидев, что проводник ушёл, бегут на переходные площадки. Прячутся и курят. Мы просим соблюдать закон, благодарим за понимание. При этом проводник не может сказать, что он ни при чём, не он эти законы принимает. Мы обязаны найти общий язык с пассажиром, разговариваем максимально вежливо и всё объясняем. Как правило, пассажиры идут навстречу и всё понимают», – продолжает он.

Хорошим сдерживающим фактором являются дети. «Сейчас с Севера на отдых едет много семей с детьми. Даже самые матёрые курильщики осознают, что могут нанести вред здоровью ребят», – отмечает начальник поезда резерва проводников пассажирского вагонного депо Челябинск Олег Тригубчак.

Многие курящие пассажиры нашли другой выход из положения – приобрели электронные сигареты и выходят с ними в тамбур. На этот случай никаких официальных указаний нет, поэтому и действий в отношении электронных курильщиков не предпринимается.
«В последнее время с курильщиками действительно стало поспокойнее, люди начинают привыкать к новым правилам», – рассказывает начальник поезда Адлер – Архангельск Андрей Гринёв.

Проводник поезда Екатеринбург – Нижневартовск Наталья Малыгина подтверждает слова коллеги с юга: «Мы думали, что будет хуже с нашим-то контингентом – на Север и обратно едет народ крутой».

К вахтовикам действительно нужен особый подход – народ суровый, зачастую игнорирующий чьё-либо мнение, отличное от своего.
«Наша бригада обслуживает поезд до Нового Уренгоя. Пассажиры разные, много вахтовиков, известных привычкой расслабиться в пути, – делится Олег Тригубчак. – Мучаются мужики от невозможности покурить, жалуются, ругаются, но явных нарушений не допускают. Проводники поднимают им настроение, чаще предлагают чай, безалкогольные бальзамчики, шутят, подбадривают».

Однако правила действуют не для всех. «Когда едут вахтовики – туши свет, мы, конечно, стараемся держать ситуацию под контролем, но всерьёз противостоять им не можем и не должны. Мы можем сделать замечание, предупредить, а потом пусть разбирается полиция», – отмечает проводник нижневартовского поезда.

Сотрудники полиции пока с пониманием относятся к проблемам курильщиков. «Как правило, все ограничивается замечаниями полицейских пассажирам. Конфликтов на этой почве не было», – рассказывает проводник поезда Санкт-Петербург – Кисловодск.

Впрочем, иногда пассажиры оказываются несговорчивыми. В этом случае составляется акт о нарушении. «Но неприятные последствия от вызова наряда милиции есть и для проводников, – признаются проводники поезда Куйбышевского филиала ОАО «ФПК». – Обиженный и агрессивный пассажир весь свой негатив переносит на нас».

Впрочем, некоторые проводники оборачивают новый закон в свою пользу. Как рассказал «Гудку» начальник одного из поездов, у каждого проводника существует план по реализации продукции, в том числе по продаже лотерейных билетов. «Знаю случаи, когда проводники продают билетики пассажирам, а взамен разрешают им покурить на переходных площадках вагонов. Сам проводил беседу с проводниками, но никто не признаётся. А пассажиры об этом рассказывали», – говорит он.
«Я решил проблему – дал проводнику 100 руб., чтобы мог спокойно покурить в туалете с открытой форточкой, – рассказывает житель Хабаровска. – Это дороже, чем пачка сигарет, но что делать, когда сильно хочется курить».

Но курение в необорудованном для этих целей вагоне – чрезвычайно опасно. «Достаточно искры для возгорания и задымления, – утверждает проводник поезда Чита – Москва Наталья Соловьёва. – Пластик при горении выделяет ядовитый дым. И вообще достаточно 17 минут, чтобы вагон выгорел полностью. Если искру затянет, например, в вентиляцию, в потолочное пространство, последствия могут быть плачевными».

Сами пассажиры предлагают решить эту проблему введением «спецвагонов». «Во время опросов люди отмечают, что определённые вагоны для курильщиков в поезде всё-таки нужны», – говорит Олег Тригубчак.
«Пассажиры предлагают выделить место для курения в одном из вагонов – в хвостовом, головном или штабном», – продолжает начальник поезда «Белые ночи» Евгений Щербина.
«Регулярно общаясь с пассажирами, поездными бригадами, волей-неволей приходишь к выводу о необходимости вагонов для курящих, – рассуждает начальник отдела по обслуживанию пассажиров и предоставлению услуг Северо-Кавказского филиала ОАО «ФПК» Марина Свитихина. – Хотя, конечно, это неверно с точки зрения сохранения здоровья».

Правда, по мнению Андрея Гринёва, в вагонах для курящих должна быть усилена противопожарная безопасность. «Можно при проектировании за счёт одного купе увеличить тамбурную зону для курения, – отмечает он. – Естественно, вагон для курящих должен подразумевать, что курить в нём можно только в тамбуре, а не по всему вагону. Ну а ставить работать в таких вагонах следует курящих проводников».

А вот начальник поезда Нижний Новгород – Адлер Ирина Шубина считает, что вводить вагоны для курящих нецелесообразно: «Если представить, что как минимум четверть пассажиров курят, а вагон один, то в нём будут дымить не только те, кто купил в этот вагон билет. Пассажиры семнадцати остальных будут ходить туда на перекур. Такой же эффект будет и с выделенным местом для курения».

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30