24 июня 2021 00:11

Научные подходы

На нынешнем этапе развития образования значительно возрастают требования к результативности научной деятельности вузов. Исторической формой кооперации этой работы остаются научные педагогические школы, решающие две равнозначные задачи: выполнение прикладных и фундаментальных исследований и подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В последнее время государство предпринимает конкретные попытки повысить научный статус отечественных вузов, используя различные инструменты регулирования. При этом отраслевые учебные заведения, когда речь заходит о стимулировании их научной активности, зачастую остаются не у дел. Как пример – недоступность для транспортных вузов средств целевой федеральной программы (ЦФП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

В отличие от вузов Минобрнауки они не получают бюджетных денег на выполнение НИОКР и свою научную деятельность финансируют, участвуя в конкурсах других министерств, в том числе Минтранса, и по договорам с коммерческими организациями. Увы, инновационная активность последних куда меньше, чем за рубежом. В России сегодня около 65% научных исследований проводится за счёт бюджета, за границей этот показатель составляет 20–30%, остальное финансируют частники.

Учитывая то значение, которое придаётся инженерно-техническому образованию, и потенциал, накопленный транспортными вузами, было бы логичным и справедливым, если бы средства, выделяемые в рамках ЦФП, распределялись по конкурсу независимо от того, какой вуз занимается наукой – «пед», «мед», транспортный или любой другой.

Остаётся открытым и кадровый вопрос. С одной стороны, научную деятельность железнодорожных вузов ценят на производстве, а учёные, там работающие, востребованы у заказчиков во всех сферах транспорта. С другой – за последнее десятилетие число докторов наук в отрасли сократилось практически в два раза.

Заинтересованной стороной в этом вопросе выступает работодатель. Чтобы остановить негативную тенденцию и стимулировать учёных отраслевых вузов, компания учредила гранты на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта и премии для отраслевых университетских комплексов за выполнение научных исследований, результаты которых внесли существенный вклад в работу ОАО «РЖД».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30